2017

Экспериментальные площадки ФИРО по распространению опыта внедрения моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в СПО

«Разработка и апробация  модели непрерывного образования руководителей и  педагогических работников  образовательных организаций среднего   профессионального образования  (на примере организаций СПО нефтегазохимического профиля)»

на базе ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» («КНИТУ»)

Республика Татарстан входит в число лидирующих регионов Российской Федерации по инвестиционной привлекательности и по объему российских и иностранных инвестиций в экономику региона. За последние 5 лет в Республике Татарстан появились такие драйверы экономического роста, как особая экономическая зона «Алабуга» и Территория опережающего развития «Иннокам», где сконцентрированы основные бюджетообразующие предприятия республики.

Флагманы нефтегазохимической отрасли и нефтепереработки, такие как «Нижнекамскнефтехим», «Танеко», «Татнефть», «Нижнекамскшина», «Аммоний» и т.п. осуществляют строительство и запуск к 2020 году новых производств глубокой переработки продуктов нефтехимии общим объемом инвестиций около 500 млрд. рублей.  Именно поэтому центральным ядром «Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года» является развитие человеческого капитала. В этой связи проблематика  развития педагогических кадров профессионального образования требует пристального внимания. Анализ структуры и содержания образовательных программ подготовки специалистов среднего звена позволяет разделить весь корпус преподавателей на несколько направлений в зависимости от их базовой профессиональной подготовки. Как правило, преподаватели системы СПО «рекрутируются» из двух групп специалистов: мастерами производственного обучения становятся производственники, хорошо знающие технологические процессы конкретных предприятий, но  не владеющие  основами педагогики и психологии;  преподавание теоретических курсов ведут, в основном, выпускники   педагогических  вузов, не обладающие знаниями  особенностей развития современных производств. В особую группу следует выделить руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования, уровень квалификации которых определяется, как правило,  предшествующим трудовым опытом. Отсутствие скоординированной системы повышения квалификации этих ключевых игроков системы подготовки кадров наиболее массовых профессий приводит к существенным изъянам в качестве всей системы среднего профессионального образования, которая не успевает адаптироваться к вызовам  времени.

В рамках одного из направлений подготовки преподавателей общегуманитарного, математического и естественнонаучного циклов образование осуществляется на базе педагогических вузов, чаще всего без учета специфики педагогической деятельности преподавателя СПО.

Подготовка преподавателей другого направления, обеспечивающих цикл профессиональных дисциплин  образовательных программ, осуществляется разными учебными заведениями высшего профессионального образования. Такие специалисты, как правило, не владеют психолого-педагогическими компетенциями.

Таким образом, определяются «выпадающие» компетенции преподавателей СПО, находящиеся в области психолого-педагогической специфики ведения образовательного и воспитательного процесса в системе СПО.

Новые компетенции лежат в области:

  • профессиональной поддержки руководителей учреждений среднего профессионального образования;
  • поддержки исследовательской практики студентов в учреждениях СПО;
  • развития практикоориентированного профессионального самоопределения школьников (разработка методик проведения профессиональных проб по профессиям уровня СПО);
  • проектирования модулей обучающей среды и новых форм оценки;
  • установления и поддержания коммуникаций с рынком труда;
  • обучения для устойчивого развития («зеленые» умения, «зеленая» культура);
  • организации самоуправляемого обучения студентов.

Отсюда проистекают новые компетенции педагогических кадров СПО, которые являются общими для всех категорий педагогических работников:

  • умение оценивать потенциал и психотип обучающихся;
  • умение вести переговоры и разрешать конфликты;
  • умение организовывать проектную деятельность студентов и эффективно руководить ею;
  • умение вести учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов;
  • умение вести учет социальных и этнокультурных особенностей студентов;
  • умение вести учет специфики семейного воспитания.

Кроме  того, должны быть учтены новые подходы к обучению, обусловленные влиянием изменяющейся среды:

  • ориентация на обучение, а не на преподавание;
  • осуществление интеграции теории и практики, проектное обучение, обучение в процессе деятельности, проблемное обучение, разнообразные методики и приемы студентоцентрированного обучения и т.д.;
  • обучение с учетом потребностей учащихся;
  • изменение роли преподавателя – отказ от процесса простой трансляции знаний, расширение деятельности по развитию образовательной организации и сотрудничества с заинтересованными сторонами, развитие социального партнерства.

 

«Развитие системы практико-ориентированной  профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании»

сетевая экспериментальная площадка на базе ГАУДПО Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования» включает в себя также ГБПОУ Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» и ГБПОУ Иркутской области  «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного  направления с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах, требований профессиональных стандартов и предприятий железнодорожного транспорта  ориентирует профессиональное образование на реальное производство, способствует повышению мотивации организаций-работодателей во взаимодействии с профессиональными образовательными организациями, увеличению уровня финансирования образования со стороны предприятий, развитию вариативности образовательных программ и образовательных маршрутов студентов, оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров, что в целом повлечет за собой повышение качества образования в техникумах и их конкурентоспособности.

Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования выполняет методическую и координационную функцию в работе площадки.

В Зиминском железнодорожном техникуме создан координационный совет, в состав которого входят администрация и методисты Зиминского железнодорожного техникума, представители филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» по кадровым вопросам. Координационный совет – один из механизмов взаимодействия с работодателями по организации практики в рамках практико-ориентированного обучения.

Иркутский техникум транспорта и строительства успешно взаимодействует с депо по управлению персоналом филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» СЛД  «Иркутское».

Видеоролик

 

«Развитие форм обучения на рабочем месте при внедрении практико-ориентированной модели СПО»

сетевая экспериментальная площадка на базе ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» включает в себя ОГБПОУ «Вичугский многопрофильный колледж», ОГБПОУ «Тейковский многопрофильный колледж» и ФКПОУ «Ивановский радиотехнический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Система профессионального образования в современности должна отвечать на разнообразные внешние вызовы. Движение WorldSkills Russia приобретает массовый характер, ставится задача подготовки кадров для высокотехнологичных производств, особое внимание в государственной политике в сфере профессионального образования уделяется инклюзивному образованию, в то же время по-прежнему большая часть выпускников среднего профессионального образования готовится под потребности региональных экономик.

Не всегда у профессиональных образовательных организаций есть возможность установить прочные связи с потенциальными работодателями своих выпускников. Наиболее уязвимой оказывается сфера услуг. В то же время профессии и специальности этой сферы попали в список ТОП-50, к ним предъявляются серьезные требования, идет разработка новых ФГОС и примерных программ.

Одним из возможных вариантов решения этой проблемы заключается в реализации  практико-ориентированного подхода к обучению будущих специалистов, использовании разных форм обучения на рабочем месте.

В европейской практике в современности развиваются три основные формы обучения на рабочем месте: ученичество на предприятии; организация практики на рабочем месте в рамках образовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях образовательных организаций (в мастерских, лабораториях, учебных фирмах, на полигонах, в ресурсных центрах и т.д.).

Подобная практика развивается и в России. В Ивановском колледже сервиса и услуг созданы учебные гостиница, учебный магазин и кафе-бар. Действует Ресурсный центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В целях поддержки этих структурных подразделений и обеспечения производственной практики создана экспертная группа, включающая представителей профессиональных образовательных организаций, базовых предприятий пансионатов «Чайка», «Плес», сети предприятий общественного питания и торговли ООО «Гипер», дачного отеля Семигорье, гостиничного комплекса «Сосновый бор», турагентств, комплекса питания «Экспресс», сети предприятий общественного питания ООО «Коктейль», представителей Ивановского регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей.

Презентация «Создание и реализация модели сетевого взаимодействия ресурсного центра ОГБПОУ ИКСУ, образовательных учреждений и работодателей Ивановской области»

 

«Формирование системы наставничества на производстве в условиях развития практико-ориентированного (в том числе дуального) профессионального образования (на примере подготовки кадров для предприятий Свердловской области)»

на базе ГАПОУ Свердловской области «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

Среди наставников на предприятии можно выделить две категории: обучающие вновь принятых на предприятие специалистов и обучающие студентов профессиональных образовательных организаций во время прохождения практического обучения на предприятии. При прохождении студентами практического обучения на предприятии осуществляется взаимодействие между руководителями предприятия и ПОО, руководителем структурного подразделения - места прохождения практики и должностного лица от ПОО, ответственного за практическое обучение. Сами наставники с профессиональными образовательными организациями взаимодействуют, как правило, на уровне «наставник - руководитель практики от ПОО, мастер производственного обучения». То есть взаимодействие осуществляется в основном «по горизонтали». Следствие такой схемы взаимодействия: расхождение содержания рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей с видами работ, реально выполняемых обучающимся на рабочем месте, разные подходы к оцениванию результатов обучения в стенах ПОО и на рабочем месте на предприятии и другие. Выстраивание не только горизонтального взаимодействия, но и по вертикали является более результативным, поскольку позволяет содержание программ приблизить к реальному производству, выработать единство требований к обучающемуся при прохождении обучения в аудиторных условиях и на предприятии, разграничить полномочия наставников по выполнению разных видов деятельности

Как показывает практика взаимодействия ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» с предприятиями-социальными партнерами (ЗАО «Комбинат пищевой Хороший вкус», Ассоциация Уралпищепром), предприятия испытывают трудности в выборе методик отбора наставников, их обучения основам психологии, педагогики и андрагогики. Персоналу предприятий сложно ориентироваться в требованиях ФГОС СПО в части разработки учебно-методических комплексов для практического обучения, оценочных средств.  В этом случае кадровый потенциал ПОО в лице преподавателей, методистов, руководителей структурных подразделений может оказать помощь предприятиям в формировании системы наставничества.

Опыт экспериментальной площадки дает возможность сделать вывод, что основные преимущества наставничества для российских предприятий, заключающиеся в следующем:

- осознанный выбор: профессиональное самоопределение студентов и выпускников, молодых работников;

- формирование качественного кадрового резерва;

- повышение закрепляемости на рабочем месте, сокращение текучести кадров;

- помощь студентов на позициях низкой квалификации (для них – старт в профессии с возможностью карьерного роста).

Методические рекомендации EETK

Экспериментальная площадка ФИРО