О методах оценки качества работы дошкольных образовательных организаций, работающих в соответствии с ФГОС

Вопрос. Если не будет проводиться оценка знаний детей, то по каким показателям будет оцениваться деятельность дошкольной организации.

Прочитать ответ »

Ответ. Деятельность ДОО будет оцениваться по условиям, которые необходимо обеспечить в рамках реализации ФГОС ДО.

Процедуры оценки качества деятельности ДОО, разработанные в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) в 2011-2013 г.г., не могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории РФ, поскольку представленный регламент данной процедуры не соответствует введенному в действие Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) по следующим основаниям.

В представленном регламенте в основу оценки качества деятельности ДОО была положена совокупность параметров, среди которых фигурировали результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО). Инструментом для оценки результатов освоения воспитанниками ООПДО являлись данные диагностики развития детей, в частности, диагностика готовности к школьному обучению.

Данный подход и инструментарий не соответствует «Закону об образовании в РФ» (Ст.11, п.2; Ст.64, п. 2) и ФГОС ДО. В соответствии с «Законом об образовании в РФ» ФГОС ДО не может являться основанием для «оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся» (Ст.11, п.2).. Кроме того, «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (273-ФЗ, Глава VII, ст.64, п.2). Из этого следует, что образовательные результаты на уровне дошкольного образования не могут подвергаться экспертизе, в том числе, в рамках оценки качества дошкольного образования. ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО «Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: 1) индивидуализации образования…2) оптимизации работы с группой детей, (ФГОС ДО, п.3.2.3). При этом «Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования…

Специфика дошкольного детства …, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений» (ФГОС ДО п.4.1.). «Целевые ориентиры …не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая … оценку качества образования» (ФГОС ДО, п.4.5).

Таким образом, поскольку в центре ФГОС ДО находятся требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, необходимо сфокусировать оценку качества дошкольного образования на психолого-педагогических условиях реализации Программы в ДОО. 

Вопрос. Как показать уровень освоения детьми ООП ФГОС при аттестации педагогов в графе «Стабильные положительные результаты ОП» если проведение мониторинга отменено, а инструментарии диагностики еще не разработаны.

Прочитать ответ »

Ответ. В рамках реализации ФГОС ДО каждая ДОО должна разработать инструмент для внутренней оценки качества. Предлагаем воспользоваться разработанными материалами по проведению самообследования ДОО, размещёнными на сайте ФИРО.