О сетевом взаимодействия дошкольной образовательной организации с окружающим социумом

Вопрос. Как осуществляется сетевое взаимодействие ДОУ с социумом - школой, библиотекой, музеем, МВД, Пожарной частью, различными развивающими и культурными центрами?

Прочитать ответ »

 Ответ. Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования.На этапе завершения дошкольного образования сетевое сотрудничество педагогов и родителей необходимо, так как оно расширяет образовательное пространство, как детского сада, так и семьи ребенка. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет решать задачи, поставленные Стандартом дошкольного образования; «приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей; построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка». Данный подход может быть применен ко всей системе дошкольного образования, который расширяет образовательное пространство организации и позволяет привлечь новые ресурсы с целью реализации запросов родителей воспитанников и выполнения ООП ДО.

В современных условиях повышение качества образования может быть обеспечено не отдельным учреждением, а целой сетью образовательных учреждений, включая межведомственное взаимодействие общего и дополнительного образования, культуры и спорта и т.п.

Первая модель «Вертикаль» предполагает объединение образовательных организаций на базе или вокруг базовой школы или детского сада. Формируется Центр на основе потенциала и «клиентских отношений» учреждения основного образования. Такое сотрудничество строится на основе концепции, программы, положения и договора о совместной деятельности. Правовое оформление и финансирование таких вертикально интегрированных образовательных центров и социокультурных комплексов может быть различно. Обязательным условием существования вертикальных интегрированных центров является создание новых образовательных моделей и педагогических технологий.

Вторая модель «Горизонталь» представляет собой ассоциацию образовательных учреждений и организаций, которые объединяют интеллектуальные и методические ресурсы и создают единое образовательное пространство. Данная модель объединяется единым уставом, концепцией, программой, учредительным договором.

Третья модель «Синтез» позволяет интегрировать условия различных ведомств на базе учреждения образования. Такая модель предусматривает реорганизацию, объединение учреждений в единую новую организацию на административной основе.

Опираясь на описанный выше опыт, в рамках сетевого взаимодействия более высоких ступеней образования, для детских садов может быть предложен алгоритм организации и создания сети внутри и межведомственного взаимодействия с учреждениями для реализации задач ФГОС ДО и выполнения целевых ориентиров, повышения результативности и качества образования. (Абанкина Т.В.)

Для организации такой модели сотрудничества необходимо пройти несколько этапов.

1 этап - аналитический

Для создания эффективной модели взаимодействия с учреждениями социокультурной направленности в учреждениях дополнительного образования необходимо провести мониторинговое исследование образовательных потребностей детей дошкольного возраста и возможностей родителей для участия в сетевом сотрудничестве. Исследование позволит проанализировать запрос родителей на образование детей, возможности и ресурсы, как дошкольного учреждения, семьи, так и других образовательных организаций и учреждений культуры, спорта и др. на предмет реализации дошкольным учреждением целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного возраста.

Для организации сетевого взаимодействия необходимо найти учреждения, заинтересованные в сетевом участии. В результате первого этапа должна появиться тактика объединения, которая отражает запросы и интересы семьи воспитанников, возможность консолидации всех социальных партнёров целям образовательного процесса и единая стратегия скоординированного развития всех участников системы образования.

2 этап - информационно - организационный

Вхождение в сеть предполагает принятие и реализацию определённых требований, норм и правил взаимодействия, а также разработки концепции, направленной на решение общесетевых задач, способствующих развитию всей сети, так как вступление в сеть предполагает не только получение доступа к ресурсам смежных организаций, но и внесение каждой организацией своего вклада. Вклад выражается в активном участии каждой организации, поэтому основу сотрудничества составляет перспективный план развития сети.

Второй этап предлагает осуществлять сетевое взаимодействие на основании договора. В договоре должны быть указаны вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (ее части), статус обучающихся, правила приема, условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между участниками сетевого взаимодействия, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Механизм сотрудничества предполагает обмен ресурсами и должен быть заключен сетью, а не отдельным учреждением. И тогда все участники могут воспользоваться разными ресурсами в соответствии с особенностями своих запросов и интересов.

Важно рассмотреть варианты способов сотрудничества и перспективы их планирования. Актуально представление форм сотрудничества учреждений перед родительской общественностью для знакомства с содержанием работы сети её участников.

Результатам второго этапа может быть рассмотрено создание координационного совета, который будет регулировать, контролировать и отслеживать программу сотрудничества сети и помогать родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута ребенка.

3 этап - деятельностный

На третьем этапе в рамках сетевого взаимодействия должны быть созданы условия для реализации образовательных запросов семьи в развитии и образовании ребенка.