О подготовке дошкольников к обучению в школе

Вопрос. Наша школа имеет несколько филиалов в сельских населенных пунктах, соответственно имеется своя специфика и трудности подготовки детей к обучению в школе. Т.к. часть населения не имеет работы и достаточно денежных средств , дошкольники не посещают дошкольные группы подного дня пребывания. Мы вынуждены организовывать так называемые классы предшкольной подготовки с кратковременным днем пребывания с целью выравнивания стартовых возможностей при поступлении в 1 класс. С дошкольниками проводится ряд занятий. Но организация деятельности этих групп план не может соответствовать в полной мере СанПИн 2013, т.к. для того, чтобы охватить все 5 областей недостаточно времени. Фактически ведется подготовка детей только в определенных предметных областях (НОД), отсутствует прогулка, игровая деятельность, самостоятельная деятельность детей. Какие варианты организации таких групп можно применить с целью подготовки дошкольников к школьному обучению.

Прочитать ответ »

 Ответ. Требования ФГОС ДО являются обязательными для всех форм работы с детьми, поэтому нарушения СанПиН недопустимы и вам необходимо искать выход из сложившейся ситуации.Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок включается по интересам, а не по психологическому принуждению.

Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.

Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).

Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому педагог приглашает всех детей группы.

После общения проводятся одно-два занятия, рассчитанные на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, в которых программные задачи дифференцируются.

Специально для групп кратковременного пребывания в детском саду была разработана программа «Дошкольная группа» (старший дошкольный возраст) - М.; Школьная пресса, 2005 год.

Но, при реализации ФГОС ДО образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей»-Москва:АСТ:Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье. 

Вопрос. Если ребенок не посещает детский сад, означает ли это, что он не освоил стандарт дошкольного образования и не может быть принят в первый класс школы?

Прочитать ответ »

Ответ. Это не означает, что ребенок не может быть принят в первый класс. Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.