О формате реализации ПООП в различных вариативных формах осуществления дошкольного образования

Вопрос: У нас в муниципальном образовании «Чаинский район» (он находится в 300 км от областного центра города Томска, это на севере Томской области), дошкольное образование реализуется в основном через вариативные формы организации дошкольного образования. В Чаинском районе всего 1 детский сад, он расположен в районном центре село Подгорное. И при 8 общеобразовательных учреждений основного и среднего общего образования созданы дошкольные группы кратковременного пребывания (дети 5-7 летнего возраста) и несколько групп сокращённого дня (дети в возрасте 3-6 лет). 1. И главная трудность - это группы кратковременного пребывания (5 часов). При составлении основной образовательной программы этих дошкольных групп, какую вы бы посоветовали взять за основу примерную образовательную программу, чтобы грамотно и полноценно организовать в группах кратковременного пребывания образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО?

Прочитать ответ »

 Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития и создадут целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок включается по интересам, а не по психологическому принуждению.Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.

Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).

Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому педагог приглашает всех детей группы.

После общения проводятся одно-два занятия, рассчитанные на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, в которых программные задачи дифференцируются.

Специально для групп кратковременного пребывания в детском саду была разработана программа «Дошкольная группа» (старший дошкольный возраст). — М.: Школьная пресса, 2005 год.

Но, при реализации ФГОС ДО образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей». Москва: АСТ: Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.