О методах планирования в разновозрастных группах

Вопрос: Заведующая МБДОУ Хабоцкий д/с Комарова Нина Васильевна. Как составить сетку НОД в смешанной разновозрастной группе детского сада. Работаем по программе «От рождения до школы» Возраст воспитанников: 1. От 1 года до двух — 2 воспитанника. 2. От 2 до 3 — 3 воспитанника. 3. От 3 до 4 — 2 воспитанника. 4. От 4 до 5 — 1 воспитанник. 5. От 5 до 6 — 1 воспитанник. 6. От 6 до 7 — 3 воспитанника. Как правильно составить режим дня. Детский сад работает с 8 до 17 часов.

Прочитать ответ »

 Ответ. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.).Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. В вашем случае основная сложность в составлении режима состоит в том, что в группе двое детей в возрасте от 1-го года до 2-х лет. Вы не указали точный возраст этих детей. Режим дня детей от 1 года до 1 года 6 месяцев и с 1 года 6 месяцев до 2-х лет - разный и определяется анатомо-физиологическими особенности каждого возрастного периода. Так, например, дети в возрасте от 1года до 1 года 6 месяцев должны питаться 4 раза в сутки через 4-4,5 часа, днём спать 2 раза: первый сон 1,5 - 2 часа, второй 1-1,5 часа, продолжительность каждого бодрствования составляет 3-4 часа.Режим дня с 1,5 лет меняется. Кормят детей в этом возрасте 4 раза через 3,5 – 4 часа, днём они спят 1 раз, продолжительность сна 2-3 часа. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет), а с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается. 

Вопросы: 1. Как правильно составить Рабочую программу для разновозрастной группы? 2. Как правильно составить сетку занятий для разновозрастной группы?

Прочитать ответ »

 Ответы. 1. Для ДОО рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а по сути, выполняет функции перспективного плана работы. Следовательно, ее разработка в большей степени носит методический и рекомендательный характер и может регулироваться внутренним нормативным актом (приказом или распоряжением заведующего).Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 сказано, что «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре , познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

К культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность), чтение художественной литературы.

При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей». — Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.

Важной особенностью данной Программы является то, что при её реализации в условиях разновозрастной группы воспитатель получает возможность, несмотря на различия в темпах развития детей, своеобразия их психических качеств, представлять в общем виде норму и стремиться в развитии детей достичь её, своевременно устраняя перекосы.

2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015 г.). Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Вы не указали точный возраст детей разновозрастной группы.

Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается. 

Вопрос: Наша дошкольная группа находится в сельской местности. Поселок численностью около пятисот человек. ДОУ посещают дети в количестве 20 человек от 2 до 7 лет (одна разновозрастная группа). Воспитатели испытывают трудности в составлении расписания НОД для разновозрастной группы. Для проведения НОД в разновозрастной группе требуются методические рекомендации по реализации поставленных Программой воспитательно-образовательных задач, методические разработки НОД. Здание ДОУ нетиповое, группа имеет небольшую площадь. Как правильно построить предметно-пространственную среду с учетом всех возрастов и небольшой площади помещения, в соответствии ФГОС ДО?

Прочитать ответ »

 Ответ. Принципы, по которым организуется предметно-пространственная среда, в соответствии с ФГОС ДО не зависят, в сущности, от количества детей, разницы в их возрасте и материального благополучия детского сада. Конечно, если группа разновозрастная, помещение не соответствует СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.), задача становится сложнее в реализации, но принципы остаются прежними. Это касается полифункциональности и трансформируемости, как отдельных предметов, так и среды в целом. С одной стороны Вам надо стремиться к тому, чтобы значительная часть игрушек и других материалов подходила для детей всех возрастов. Рассмотрим три основных, необходимых типа материалов.Материалы для сюжетной игры

1) Стремится к усреднению размеров, избегать как слишком больших игрушек, так и совсем маленьких. Особенно следует обратить внимание на очень крупные игрушки. Они занимают много места, и годятся только для детей 2-5 лет. Для старших дошкольников они нежелательны, им нужны меньшие по размеру игрушки. Вместе с тем, даже детей 3-5 лет не составит особенного труда перевести на режиссёрскую форму сюжетной игры, то есть на игру не от первого лица, а от третьего. Например, ребёнок будет катать машинку, а не сидеть на ней верхом.

2) Игрушки должны быть умеренной степени условности. Следует избегать излишне буквальных игрушек, монотематических. Особенно это касается крупных маркеров игрового пространства (кухонь, парикмахерских) и т.д. Их следует заменить ширмами, кукольными домами. Для того, чтобы их назначение было понятным маленьким детям, их следует дополнительно маркировать. Например, если ширма - больница, повесить на неё красный крест. Это будет компромиссный вариант, и будут учтены интересы детей всех возрастов.

Материалы для продуктивной деятельности

Материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования могут быть как универсальными, то есть подходящими для использования всеми детьми, так и специальными. Например, карандаши или деревянные кубики подходят всем детям, а вот пастель или конструктор "Меккано" (железные пластинки с отверстиями, соединяемые винтами) только старшим детям. Поэтому, их следует маркировать. Подробней об этом в следующем разделе.

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности

Это большая проблема, так как материалы нужны совершенно разные. Эту проблему можно решить только путём создания отдельных хранилищ для материалов, предназначенных для детей разного возраста. Это могут быть отдельные полки, а лучше - прозрачные пластиковые коробки. Их следует обозначить понятными для детей маркерами. Например, для 3-х летних – 3 красных кружка и т.д. Конечно, это будет функциональным только в том случае если с детьми будет достигнута необсуждаемая, императивная договорённость о том, что каждый использует только свои полки или коробки.

При организации пространства, его зонировании стремитесь не разделять детей по возрастам, а разделяйте их по роду занятий. Должна быть зона для спокойных видов деятельности, и для тех, которые подразумевают значительную двигательную активность. Их размер может меняться, поэтому столы должны легко передвигаться.

Мебель для хранения (стеллажи) надо делать, исходя из того, чтобы то, что пониже – предназначалось для маленьких детей, а то, что выше – для детей постарше. Но, подобный механический способ не исключает договоренности с детьми, о которой мы писали выше, а лишь дополняет её.

Если Вас интересует данная тема, рекомендуем книгу «Материалы и оборудование для детского сада», М., 2003. Её можно скопировать, пройдя по следующей ссылке: https://yadi.sk/i/ihu1H-MhtE86d  

Вопрос: 1. Как (правильно) составить планирование воспитательно-образовательной работы на каждый день (особенно раздел ООД) на пять возрастных групп по ФГОС. 2. Как (правильно) составить сетку занятий на пять возрастных групп по ФГОС? 3. Где должны находиться дети во время занятий, если во 2 младшей группе - 10мин. продолжительность,а в подготовительной - 30 мин? 4. Как составить рабочую программу, если в группе 5 возрастных групп?

Прочитать ответ »

 Ответы. 1. Наличие ежедневного плана работы является обязательным требованием, а его форма и содержание не нормируются документами Федерального уровня. Следовательно, в каждой дошкольной образовательной организации может быть разработана своя форма планирования.Предложите педагогам самостоятельно разработать варианты планирования, обсудите их эффективность, оцените трудозатраты при использовании с учётом специфики работы воспитателей в условиях разновозрастной группы. Форма плана, которая будет одобрена педагогами, утверждается приказом или распоряжением заведующего, как рекомендуемая для использования в ДОО.

В сравнении с обычным детским садом, специфика разновозрастных групп связана с тем, что здесь время сжато. В связи с этим педагогу необходимо распределить время экономно, но так, чтобы в соответствии с принципами ФГОС ДО образовательный процесс строился на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Для разновозрастной группы особенно важно, чтобы в образовательном процессе реализовался дифференцированный подход к детям, но не по возрастам, а с учётом уровня их развития. Поэтому при планировании образовательного процесса с детьми разного возраста и разного уровня развития педагогу необходимо продумать, как организовать дифференцированный подход по нескольким направлениям:

  • при организации многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей с целью обеспечения самореализации детей с разным уровнем развития;
  • при организации занятий с использованием гибкого охвата детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
  • при использовании дифференцированного временного режима для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать днём один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

3. При организации образовательного процесса в разновозрастной группе педагог должен заранее продумывать, что будут делать младшие дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, педагогу необходимо создать условия для того, чтобы дети могли бы самостоятельно занять себя в течение 8-12 минут, не отвлекая тех, которые занимаются.

Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или раздевальную комнату, где они будут находиться под присмотром помощника воспитателя.

4. Рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Рабочая программа, по сути, выполняет функции перспективного плана работы.

Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре , познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

К культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность), чтение художественной литературы.

При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей».- Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.

Важной особенностью данной Программы является то, что при её реализации в условиях разновозрастной группы воспитатель получает возможность, несмотря на различия в темпах развития детей, своеобразия их психических качеств, представлять в общем виде норму и стремиться в развитии детей достичь её, своевременно устраняя перекосы. 

Вопрос: У нас в муниципальном образовании «Чаинский район» (он находится в 300 км от областного центра города Томска, это на севере Томской области), дошкольное образование реализуется в основном через вариативные формы организации дошкольного образования. В Чаинском районе всего 1 детский сад, он расположен в районном центре село Подгорное. И при 8 общеобразовательных учреждений основного и среднего общего образования созданы дошкольные группы кратковременного пребывания (дети 5-7 летнего возраста) и несколько групп сокращённого дня (дети в возрасте 3-6 лет). И главная трудность - это группы кратковременного пребывания (5 часов). При составлении основной образовательной программы этих дошкольных групп, какую вы бы посоветовали взять за основу примерную образовательную программу, чтобы грамотно и полноценно организовать в группах кратковременного пребывания образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО?

Прочитать ответ »

Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития детей и создадут целостный образ жизни дошкольника. Несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок, в соответствии с требованиями ФГОС ДО включается по интересам, а не по психологическому принуждению.

Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.

Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).

Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому приглашаются все дети группы.

Следующим по распорядку за групповым общением одно-два занятия со взрослым проводятся в помещении, рассчитанном на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, но в которых программные задачи дифференцируются.

Специально для групп кратковременного пребывания в детском саду была разработана программа «Дошкольная группа» (старший дошкольный возраст) - М.; Школьная пресса, 2005 год.

Но, необходимо учитывать, что для развития детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей». Москва: АСТ: Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.

Вопрос. Каким образом построить (разработать) основную образовательную программу малокомплектного детского сада в разновозрастной группе общеразвивающего вида для детей от 2 до 7 лет? Заранее благодарим за консультативную и методическую помощь.

Прочитать ответ »

Ответ. См. рекомендации выше