5.12.2011 — Немного о воспитании: к проблеме нарушения поведения

Когда я думаю о детстве, то в моем сознании навязчиво всплывает лаконичная фраза  героя бессмертного произведения Евгения Петрова и Ильи Ильфа «12 стульев» Остапа Бендера: «Беспризорные дети по-прежнему остаются без призора!» В связи с этим хочу поставить следующий вопрос: каким образом добиться общего  понимания того, что воспитать ребенка – это не значит что-то ему объяснить или запретить.

К примеру,  ученику, нарушившему  то или иное принятое поведение, говорят: «Если и дальше Ты будешь всех  отвлекать, то ТЕБЯ  придется вывести из класса», То есть, если ТЫ выйдешь за рамки тех или иных правил, то вот что с  ТОБОЙ лично зха отступление от правил произойдет.

Не трудно заметить, что  такого рода воспитательные воздействия на человека обладают двумя особенностями. В них на первом плане стоит угроза наказания за отклонение от правил, которое ожидает лично совершившего нарушение ученика.

Во-вторых, все воздействия  явно или неявно игнорируют явление запретного плода. Запретный плод, как известно, всегда сладок. Чем больше педагог критикует ученика, например, говорит ему, что он превратился в отпетого типа, попадает под влияние  уличных компаний, тем сильнее порой привлекает ученика к этим компаниям, к этим антиидеалам.

Рассказывают, что психологи, занимающиеся организацией природоохранной деятельности, провели однажды эксперимент. Они установили на лужайке с одуванчиками небольшой плакат с надписью: «По траве ходить строго воспрещается». До этого, заметьте, никто одуванчики не топтал. Результаты появления плаката не заставили себя ждать. На следующий день одуванчики были вытоптаны. Н стоит ли задуматься о том, сколь часто наше воспитание и пропаганда строится по формуле «По траве ходить строго воспрещается».

Вообще, раз мы говорим о  теме – нарушения в поведении ребенка, давайте немного коснемся вопроса о его классификации и  возможных причинах

Группа детей с нарушением поведения многообразна. Причем  среди этих детей есть  существенное  различие: специалисты  выделяют  в нарушении поведения  патологические и характериологические  компоненты.

Патологические реакции, как правило,  сопровождаются невротическими и соматовегетативными расстройствами поведения. Признаками реакции этого типа служат выход измененного поведения ребенка за рамки той ситуации, в которой реакция первоначально  возникла. Внешне  это проявляется так: у ребенка регулярно наблюдаются колебания настроения, аффективная возбудимость, соматические и вегетативные расстройства.

У специалистов существуют два критерия отнесения поведения к патологическому:  его  регулярность,  и  полиморфизм проявлений, то есть множественность. Проблемы, связанные с таким поведением, в последние годы обостряются.  Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами:  ухудшением экологической обстановки, снижением качества продуктов питания, ухудшением уровня жизни  основной массы населения и снижению числа здоровых матерей, которые не могут произвести на свет здоровых детей.

Кроме этого, органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный и родовой периоды, длительное неблагоприятное  воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребенка , могут привести к  нарушениям его эмоционально-волевой сферы. Среди таких неблагоприятных психотравмирующих факторов  на первом месте по значимости  находится   невозможность реализации потребности в общении с близким и любящим  взрослым в первые годы жизни.

Характерологические  реакции – ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка,  которое имеет четкую психологическую направленность, не ведет к нарушению социальной адаптации и не сопровождается соматическими расстройствами. Обусловлено такое поведение  индивидуальными особенностями ребенка и определенным стилем родительского воспитания. Как правило,  если  ребенок находится в условиях, когда к нему относятся доброжелательно и без предубеждения, поведения такого типа прекращается.

Вообще, по данным ООН в мире сегодня насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет около десятой  части жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13 %.

Количество детей с нарушениями поведения растет из года в год. В связи с этим  специалисты объединяют этих детей в самостоятельную категорию – «Дети с нарушением поведения».

Безусловно, являясь «трудными», эти дети мешают нормальному  осуществлению учебно-воспитательного  процесса в образовательных учреждениях. Часто сами они становятся «группой риска», так как без специального психолого-педагогического сопровождения велика вероятность формирования у них стойких патологических личностных изменений. Именно поэтому, организация системы специального психолого-педагогического сопровождения таких детей является  сегодня одной из приоритетных задач школы.

Наряду с этим, существуют простые и испытанные временем педагогические  приемы воздействия на поведение  такого ученика. Один из них – смена его социальной позиции в группе. К примеру, бывает так, что выпавшие на долю такого ученика обстоятельства судьбы  обрекают его на социальную позицию вечного неудачника, неуспевающего, аутсайдера в классе.

Бывает также, что учитель, показывая на примере такого ученика всему классу то, каким не надо быть, закрепляет в нем эту позицию неудачника, а вместе с ней и растущий комплекс неполноценности личности. В таких случаях любые нравоучения и наказания дадут скорее негативный, чем позитивный эффект.

До тех пор, пока не будет изменена социальная позиция этого ученика в группе, пока его не вернет в жизнь  класса  новая социальная роль, он будет искать  самоутверждения вне школы. Гонимый в школе, он нередко становится жестким лидером в компании сверстников на улице.

Итак, смена социальной позиции и есть тот рычаг, с помощью которого можно исправить поведение ребенка, который нарушает общепринятые нормы и правила поведения: пусть. Говоря иначе, пока Вы не измените его роль и место среди других школьников, не превратите «гадкого утенка» в «лебедя», Вы такого ребенка не перевоспитаете.

Вообще, развитие каждой личности таит в себе самые непредсказуемые возможности, поэтому нельзя, хотя бы и без худого умысла, вешать  на ребенка, нарушающего поведение, какие то  ярлыки. Как это ни грустно звучит, но наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем могли бы сделаться.

Показать все, на что он способен, ребенку легче в сотрудничестве со взрослым или более продвинутым сверстником. Именно такое расширение его возможностей  часто приводит к желаемому эффекту – нарушения поведения исчезают.

Текст подготовлен Н. Пастернак