29-30.11.2018 — в Петербургском Экспофоруме прошла вторая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Среднее профессиональное образование: практика и управление»

Организаторы конференции: Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, ГБНОУ «Дворец учащейся молодёжи» Санкт-Петербурга, Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС, Минский городской институт развития образования. Участники конференции - руководители и педагоги профессиональных образовательных организаций, специалисты органов управления образованием, представители научно-образовательного сообщество.

В работе конференции принял участие эксперт ФИРО РАНХиГС, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций Игорь Сергеев, который выступил с докладом «От лучших практик – к региональной системе управления образованием» и впервые представил тезисы разрабатываемой специалистами Центра концепции «бережного управления» развитием образования.

29 ноября

Конференция проходила в здании петербургского Экспофорума. Здесь же в эти дни проходит региональный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, а также - впервые - профориентационный фестиваль для школьников «Билет в будущее».

Владислав Викторович Фроловначальник отдела профессионального образования Комитета по образованию, Санкт-Петербург.

«В этом году WorldSkills в Санкт-Петербурге – это более 700 участников <студентов-конкурсантов>, более 700 экспертов и более 700 тренеров.»

«В эти дни здесь, в Экспофоруме, впервые проходит в Петербурге региональный профориентационный фестиваль «Билет в будущее». За эти дни в фестивале примет участие 31 тысяча петербургских школьников, учащихся 8-10 классов. Каждый час по 1200 школьников садится на площадки этого фестиваля, и там эксперты, как правило, это представители предприятий, рассказывают, какие профессии будущего у них ожидаются, стараясь заинтересовать и привлечь школьников... На саму площадку, конечно вас не пустят, но вы можете попытаться заглянуть в проход и на всё это посмотреть.»

«Может быть, кто-то не знает, что Петербург примет EURO-2022. В 2022 году европейские соревнования WorldSkills состоятся здесь, в этом самом здании.»

Посреди открытой площадки, где проходят соревнования WorldSkills — закрытая зона. В проходах охранники. За непрозрачными стенами проходит первый в истории Санкт-Петербурга профориентационный фестиваль для школьников «Билет в будущее».

Оксана Владимировна Толкачевапроректор Минского городского института развития образования, к.п.н., доцент, Минск.

«Одно из направлений развития профессионального образования в Республике Беларусь – это совершенствование форм и методов профориентационной работы, повышение интереса выпускников школ к востребованным профессиям. С этой целью в Республике Беларусь недавно вернулось профильное обучение в старших, 10-11-х классах общеобразовательной школы. Между общеобразовательными школами, профессионально-техническими и средне-специальными учебными заведениями устанавливаются контакты с целью привлечения выпускников школ в систему профессионально-технического образования.»

«Наша задача – вхождение в международное пространство профессионального образования, хотя бы в контексте WorldSkills».

Елена Анатольевна Полушкиназам. директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, Москва.

«Регионы, где доля девятиклассников, ушедших из школы после 9 класса, боле 55%: Вологодская, Ленинградская, Оренбургская области, Пермский край, Республика Адыгея. Но это не значит, что все они ушли в систему СПО. Некоторые ушли в никуда.»

«40% «поколения детей» самой перспективной профессией считают профессию предпринимателя, это лидер среди профессий. Но реально в предпринимательство идут единицы. Почему? Причина: в семьях у детей не формируются предпринимательские навыки, и они не чувствуют себя к этому готовыми.»

«В чём дети согласны с родителями, так это в том, что у исследователей, учёных, людей науки будущего нет, и эта позиция стабильно занимает самые последние места в опросах.»

МНЕНИЕ ДЕТЕЙ (слайд из презентации Е.А. Полушкиной).
Состав выборки: учащиеся 9-11-х классов школ и студенты-первокурсники, обучающиеся по программам СПО.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (слайд из презентации Е.А. Полушкиной).

«Наименьшая доля детей 15-17 лет, обучающихся по программам дополнительного образования детей, - в Москве: 5,7%. В остальных регионах-аутсайдерах эта доля около 20%.»

Алексей Юрьевич Овчинниковдиректор Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, к.м.н., Москва.

«Что такое стандарты WorldSkills? Это требование к системе СПО готовить кадры на высшем мировом уровне. Обратите внимание: для системы вузов у нас такого требования нет, а для системы СПО есть!»

«В этом году в 10 колледжах Москвы уже запущено обучение по профессиональным модулям по профессиям будущего: молекулярная кулинария, беспилотные транспортные системы, кибербезопасность, сити-фермер, обслуживание электромобилей и электробусов, 3D-печать в строительстве и так далее. Некоторые из этих «профессий будущего» неожиданно становятся востребованными уже сейчас. Департамент транспорта Москвы начал массовую закупку электробусов и строительство зарядных станций, и они готовы ежегодно принимать по 25 человек по профессии «Обслуживание электромобилей и электробусов».»

Бедарева Лариса Юрьевнанаучный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, Москва.

«Когда мы изучали выборку «выпускники 9-х классов школ», мы увидели, что помимо тех, кто продолжил обучение в 10 классе и тех, кто перешёл в систему СПО, есть ещё одна категория – «никуда не поступившие» в данном регионе. И в некоторых субъектах федерации это очень большая доля. Например, в Ленинградской области в эту категорию попадает 39,7% детей? Куда они делись? По всей видимости, они поступили в профессиональные образовательные организации соседнего региона – Санкт-Петербурга. Причём в Санкт-Петербурге в этом смысле уникальная ситуация, в нём 60,7% студентов СПО – это приезжие из других субъектов федерации. Ни в одном другом регионе, даже в Москве, ничего подобного нет.»

«В среднем по регионам, 2/3 из числа выпускников 9-х классов, переходящих в систему СПО, поступают на обучение по программам подготовки специалистов среднего звена, остальная треть – на программы подготовки квалифицированных рабочих кадров.»

«Наше исследование выявило закономерность: чем хуже в регионе развита система СПО, тем больше в нём детей, после 9-го класса уходящих «в никуда».»

Алексей Юрьевич Овчинниковдиректор Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, к.м.н., Москва.

«Мне дали «секретную» информацию о стоимости подготовки чемпионов WorldSkills. Вот конкретные цифры по последнему мировому чемпионату в Абу-Даби. Подготовка чемпиона по компетенции «Графический дизайн» обошлась в 2 млн. руб. в год. Подготовка чемпиона по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ» потребовала 4,5 млн. руб. в год.»

«Постепенно всем становится ясно, что нормальная профориентация, когда можно что-то увидеть и пощупать, реальное новое оборудование, реальные технологии – это возможно только в колледже. И постепенно по всей стране профориентация будет перемещаться на площадки колледжей.»

Елена Александровна Семионоваведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, к.э.н., Москва.

«Мы опросили выпускников системы СПО в разных регионах России, как они оценивают свои профессиональные перспективы. В целом ситуация довольно средняя, ответы «хорошие перспективы» и «средние» выпускники дают примерно поровну, ответы «неважные перспективы» встречаются реже. Но есть два направления подготовки, по которым 100% выпускников оценивают свои перспективы как «хорошие». Это финансы и реклама.»

«В среднем по стране, 40-50% недавних выпускников СПО хотели бы сменить профессию/специальность. Многие из них уже сделали это, и многие – уже не один раз.»

Екатерина Владимировна Романченкоруководитель Базового Центра содействия трудоустройству выпускников, Санкт-Петербург.

«В Санкт-Петербурге из числа выпускников системы СПО в 2017 году: трудоустроены 66,1%, продолжили обучение в вузе 12,5%, призваны в ряды Вооружённых Сил 17,2%, ушли в отпуск по уходу за ребенком 3,7%, не трудоустроены 0,5%.»

30 ноября

Алексей Юрьевич Овчинниковдиректор Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, к.м.н., Москва.

«Из московских колледжей однажды поступил нам запрос: просим предоставить методические рекомендации по организации обучения по профессиям из «Атласа новых профессий». Когда я ответил, что «Атлас» - это не нормативный документ, а просто придумка футурологов, они были крайне удивлены.»

  Валерий Евгеньевич Андреевпредседатель методического совета Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директор Колледжа водных ресурсов, Санкт-Петербург.

«На практике, чаще всего «Future Skills» - это совсем не что-то такое, совершенно незнакомое, неизвестное, а просто новая, непривычная комбинация уже хорошо знакомых нам трудовых функций, компетенций, взятых из разных профессий, которые раньше друг с другом не были связаны, а теперь оказались связаны».

  Александр Васильевич Федотовведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, д.э.н., профессор, Москва.

«Потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в разных регионах нашей страны где-то в 2-3 раза, а где-то и в 10-15 раз выше, чем потребность в кадрах с высшим образованием.»

Источник И.С. Сергеев