7-8.11.2018 — Профориентационная конференция в Нижнем Новгороде. Лица и мнения

7-8 ноября 2018 г. в Нижегородском институте развития образования (НИРО) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы». В конференции приняли очное участие представители 44 участника из 21 субъекта Российской Федерации и более 200 представителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области – работники региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители и педагоги школ, колледжей и вузов, специалисты корпоративных учебных центров, служб занятости, специализированных организаций, оказывающих профориентационные услуги.

В работе конференции приняли участие эксперты ФИРО РАНХиГС. Ведущий научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ Галина Резапкина выступила на пленарном заседании с докладом «Новые ограничения и возможности профессиональной ориентации молодежи». Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций д.п.н. Игорь Сергеев представил пленарный доклад «Профессиональная ориентация в России: зона ближайшего развития» и провёл мастер-класс «Провокативные методы в профессиональной ориентации» (совместно с Д. Гришиным, руководителем УМЦ «Параллели знаний»).

Открыл конференцию и выступил с приветственным словом ректор Нижегородского института развития образования, д. соц. н. Николай Юрьевич Бармин.

«Профессиональная ориентация – это тема, которая сегодня нужна всем. В том числе, это одно из важных направлений работы нашего института. В государственных документах, регламентирующих образовательную политику в области профориентации, красной нитью проводится мысль о первостепенности развития данного направления в образовательных организациях различного типа. Профориентация должна быть системной, и мы в Нижегородской области стараемся сделать все для этого, что может быть подтверждено результатами участия в реализации на территории Нижегородской области двух инновационных проектов, инициированных Федеральным институтом развития образования (в настоящее время – ФИРО РАНХиГС).

Цель нашей конференции обобщить результаты нашего инновационного опыта, результаты научных исследований и практической деятельности образовательных организаций различных типов в сфере профессиональной ориентации школьников и обучающейся молодежи из регионов, рассмотреть вопросы усиления использования практико-ориентированной составляющей профориентационной деятельности как механизма успешного профессионального самоопределения, способствующего формированию позитивного отношения всех участников образовательного процесса к профессиональному образованию, профессиональной деятельности и предпринимательству, в том числе по направлениям, востребованным на региональных рынках труда.

Благодарю Вас, что нашли возможность приехать на к нам на Нижегородскую землю и желаю продуктивно поработать на конференции».

7 ноября

Геннадий Николаевич Белорыбкиндиректор Института непрерывного образования Пензенского государственного университета, д. и. н, профессор, Пенза.

«В развитии профориентационной работы мы двигаемся в основном по экстенсивному пути, расширяя уже давно известные направления. Но сейчас мы понимаем, что возможности экстенсивного развития уже исчерпаны.»

«Профориентационное направление должно стать ведущим во всей системе образования. Если образование развернётся в эту сторону – он пойдёт вперёд. Не развернётся – будем по-прежнему двигаться по кругу.»

 

Лев Николаевич Серебренниковзав. кафедрой технологии и предпринимательства ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, д. п. н, профессор, Ярославль.

«Предпрофильной подготовки и профильного обучения уже нет – смотрите действующее законодательство. Есть ОГЭ и ЕГЭ, и директора школ отчитываются о них.»

«Американцы открыли свои скважины. Им выгодно, чтобы нефть была дороже 60 <долларов за баррель>. Поэтому – санкции против Ирана. И нефть дорожает. Что нас ждёт? Две трубы. Северный поток-2 и труба через Турцию. А мы тут о профильном обучении. (Аплодисменты). Сырьевые деньги мешают развиваться.»

«Предпрофильная подготовка так и не получила научного педагогического обоснования. Её основная идея почти всеми понималась так: через предмет можно выбрать профессию…»

«Производительной экономики в стране фактически нет. Нет экономики – нет и профессий, которые можно выбирать. От этого куча наших проблем. А что делать? Только одно. Надеяться на то, что экономика когда-нибудь всё-таки станет производительной.»

 

Галина Владимировна Резапкинастарший научный сотрудник Федерального института развития образования РАНХиГС, Москва.

«Часто говорят: у нас с профориентацией школьников плохо потому, что нет нормативки, нет денег, нет методик… Но если бы у нас были и нормативка, и <материальные> ресурсы, и методики – у нас было бы всё то же самое. Пример – службы занятости. У них всё это есть… а работают они так же.»

«Уже давно понятно, что тесты – это не панацея. В каждом из нас заложен потенциал, который невозможно просчитать никакими диагностическими тестами. Строить на результатах такого тестирования своё будущее я никому бы не посоветовала.»

«Государство нам даёт иногда очень разные ориентиры. Куда нам ориентировать в нашей профориентации? На список Топилина <«ТОП-50» профессий> или на «Атлас профессий будущего» АСИ? Одно от другого несколько отличается, вы не находите?»

«На чиновников гипнотически действует фраза «Бесплатная профоиентация». Когда кто-то к ним приходит и говорит, что он может проводить «бесплатную» <для государства> профориентацию, они сразу сами готовы её рекламировать. Начинают от них приходить на места письма: «Рекомендуем обратить внимание…» и так далее.»

 

Геннадий Николаевич Белорыбкиндиректор Института непрерывного образования Пензенского государственного университета, д. и. н, профессор, Пенза.

«В зале есть профессионалы в области профориентации? Нет?... Ну, значит, я не один такой. (Смех, оживление в зале). На мой взгляд, профориентация – это профессия. И проблема в том, что мы все, не будучи сами профессионалами, пытаемся ориентировать на профессии.»

Комментарий от ИС: Не согласен. Профориентационная работа – не профессиональная, а мультипрофессиональная деятельность. Профориентолог-профессионал – по нынешним временам, узковато. Чтобы стать нормальным «профориентатором», нужно самому поработать хотя бы в нескольких разных видах деятельности.

«Здесь говорили, что надо объединить усилия. Но это невозможно. Потому что задачи у всех разные. У школьной профориентации и у вузовской профориентации – совершенно разные задачи! Ректор не ставит нам задачу организовать взаимодействие со школой. Он ставит задачу - обеспечить, чтобы все выпускники этой школы поступили к нам в университет.»

 

Ольга Николаевна Новикованачальник отдела развития образовательных систем Института развития образования Пермского края, к. ф. н, Пермь.

«Основная проблема выпускников школ – отсутствие мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности».

«Представители инженерно-технических вузов говорят, что большая доля поступивших к ним студентов и не собиралась работать по профессии. Основная установка была – «поступить». Они не думали даже о том, как они будут учиться, например, на аэрокосмическом факультете, не говоря уже о том, где и как они потом будут работать.»

 

Софья Джунисбековна Лопатинапервый заместитель директора Авторской академической школы (школы № 186), Нижний Новгород.

«Сколько бы мы экскурсий на предприятия не проводили, мы не тешим себя иллюзией, что это повлияет на их выбор. А что влияет? Прежде всего, проектная деятельность.»

«Когда нам приходит сверху письмо – принять участие в том или ином разовом профориентационном мероприятии, по типу: «обеспечить явку 20 детей», - мы всегда отказываемся.»

 

Дмитрий Валерьевич Гришинруководитель Учебно-методического центра «Параллели Знаний», Москва.

«Мы опросили 2362 московских родителей, чтобы понять, каковы их представления о профориентации. И выяснилось, что 1794 из них ничего не знают про профориентацию, вообще про подготовку к выбору профессии, тем более про профессиональное самоопределение, - кроме того, что существует профтестирование.»

 

 

Михаил Владимирович Сивовглавный специалист корпоративного учебного центра АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», Концерн «Алмаз-Антей», к. э. н., доцент, Нижний Новгород.

«Мы всей душой за сетевое взаимодействие <со школами, колледжами и вузами>, но Рособрнадзор не позволяет совместное использование ресурсов.»

 

Ольга Николаевна Новикованачальник отдела развития образовательных систем Института развития образования Пермского края, к. ф. н, Пермь.

«Как региональные власти смотрят на эти сетевые взаимодействия – так и надзорные службы реагируют. Если власти смотрят плохо, то постоянно возникают к нам вопросы: «Почему вы безвозмездно предоставляете площади? Почему вы не передаёте партнёру норматив подушевого финансирования?»…»

 

Андрей Юрьевич Тужилкинзав. кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике НИРО, к. п. н., Нижний Новгород.

«Вот проходит финал олимпиады по математике, в современном, проектном вроде бы формате. На защите проекта дети должны сначала озвучить свои цели, которые они ставили перед собой, включаясь в эту работу. И какие, вы думаете, цели они перед собой поставили, 9 из 10 финалистов? – «Решить задачи ЕГЭ по математике С5, С6, С7», то есть самые сложные. Вот и все цели.»

 

8 ноября

Лев Николаевич Серебренниковзав. кафедрой технологии и предпринимательства ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, д. п. н, профессор, Ярославль.

«Если мы говорим о профильном пространстве старшей школы, то дело не в «технологическом профиле». А то, что курс технологии должен быть в каждом профиле. Причём в каждом профиле – свой, профильный».

 

 

Андрей Юрьевич Тужилкинзав. кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике НИРО, к. п. н., Нижний Новгород.

«До сих пор предпрофильная подготовка и профильное обучение воспринимаются как углубление. Смотришь школьные программы – ни одного слова про самоопределение в них нет.»

«В Нижегородской области всего около 900 школ, из них только 50 заявили технологический профиль. Из них – подавляющее большинство на самом деле «информационно-технологический», и только в 10-12 классах есть настоящие технологические старшие классы, как правило, связанные с СПО, с промышленным сектором. Это чуть больше, чем 1% школ».

 

Ирина Александровна Килинаначальник центра профориентации КРИРПО, к. псих. н., Кемерово.

«Когда мы начали формировать свою региональную систему профориентационной работы со школьниками, что мы прежде всего сделали? Во-первых, были назначены ответственные за профориентационную работу в муниципалитетах и в школах. Во-вторых, создали методобъединение специалистов, работающих в сфере профориентации. В третьих, разработали и реализуем региональный план работ.»

 

Наталья Александровна Орешкиназам. директора по учебно-воспитательной работе Шатковской средней школы, Нижегородская область.

«Прежде, чем организовать <экскурсионную> поездку школьников на предприятие, мы проводим с ними серию соответствующих профпроб.»

 

Ольга Вячеславовна Лапшовазам. директора Лицея № 38, Нижний Новгород.

«К нам пришла проверка. Первый вопрос, который нам задали: элективные курсы должны быть оснащены учебниками и учебными пособиями, включёнными в перечень, где они? Получили замечание. Что пришлось включить в перечень? Вузовские учебники, по которым с нашими школьниками работают вузовские преподаватели, чтобы обеспечить подготовку к вузам.

Потом мы решили, что лучше «элективы» заменить на «факультативы». Но это не во всём лучше, потому что факультатив – не обязательный предмет. А де факто он у нас обязательный. Мы всё время балансируем на грани закона…»

«Заниматься профориентацией постоянно мы не можем. Школа должна обучать. Поэтому профориентационную работу мы строим событийно.»

 

Татьяна Александровна Христофоровазам. директора по информационным системам, учитель информатики Ивановской средней общеобразовательной школы, Оренбургская область.

«Естественно, что меня, как учителя информатики, беспокоит, что дети выбирают гуманитарные профессии.»

 

Наталья Ильинична Ожигановапедагог-психолог Гимназии № 2, г. Саров, Нижегородская область.

«В нашей <профориентационной> работе мы сознательно отказались от тестов, оценочных методик и особенно от оценок личности.»

 

Татьяна Николаевна Четверикованачальник отдела «Центр планирования профессиональной карьеры» Центра профессионального образования Самарской области, Самара.

«Приходим в школы, спрашиваем: «Как вы ведёте профориентационную работу?» - Нам отвечают: «Сейчас, сообразим.» - Соображают, придумывают, как ответить и отвечают. И действительно, почти все виды деятельности могут работать на профориентационный результат. Вопрос в том, что является спусковым крючком, чтобы эта деятельность действительно стала работать именно на профориентационный результат?»

«Настоящая <профориентационная> работа начинается, когда сами педагоги перестают быть носителями социальных мифов.»

 

Дмитрий Анатольевич Маренинзаместитель директора Авторской академической школы (школы № 186), Нижний Новгород.

«В 10-11 классах мы переводим базовые предметы и профильные факультативы в дистанционный формат, чтобы высвободить как можно больше очных часов для проектной работы учащихся в школьном медиа-холдинге. В итоге у нас в расписании, при пятидневной учебной неделе, есть один целый день для медиахолдинга – среда.»

 

Полина Юрьевна Сущевскаязам. директора Школы № 24, Нижний Новгород.

«В наших классах мы пытаемся создать такую образовательную среду, в которой обучающиеся постоянно сталкиваются с необходимостью самоопределения. Это, во-первых, обучение по ИУП, когда можно сформировать себе совершенно любую комбинацию, например, профильная информатика плюс профильная литература. Во-вторых, это проекты и проектные сессии. В-третьих, социальное проектирование в рамках школьного молодёжного объединения «Диалог»… И главная проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся – это отсутствие мотивационной готовности самих детей к самоопределению.»

Фото: НИРО
Источник: И.С. Сергеев