23.10.2018 — в ФИРО РАНХиГС состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Точка бифуркации»

23 октября в ФИРО РАНХиГС состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Точка бифуркации». Осенние встречи специалистов в области профессионального самоопределения на базе Федерального института развития образования уже стали доброй традицией. В конференции приняли участие более ста руководителей образовательных организаций, научных работников, педагогов и психологов из сорока регионов России.

Первая часть конференции прошла в формате панельной дискуссии «Стратегия и тактика профориентационной работы». В качестве спикеров были приглашены известные ученые и практики, занимающиеся вопросами профессионального и жизненного самоопределения молодежи: методолог-игропрактик, идеолог EduNet А.А. Комиссаров, директор Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» И.В. Кузнецова, профессор кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве РФ Е.Ю. Пряжникова, старший научный сотрудник ФИРО РАНХиГС и ГБОУ ВО АСОУ Г.В. Резапкина, ведущий аналитик Центра развития образования РАО Н.Ф. Родичев, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС И.С. Сергеев, эксперт Общественной палаты РФ, автор проекта «Санкт-Петербургская школа социального проектирования» Ю.В. Тюшев.

В ходе панельной дискуссии были затронуты важнейшие вопросы стратегии и тактики профориентационной работы: как соотносятся понятия «профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение», «жизненное самоопределение»; возможна ли «технология» без «идеологии», как оценить эффективность профориентационной работы и многие другие. Николай Родичев представил ретроспективу профориентационных документов полувековой давности. Вот только некоторые цитаты и заголовки: «Ленинградские ученые разработали первый профориентационный поисковик на перфокартах», «Автоматика и кибернетика начали отбирать рабочие места у человека», Уроки труда перестали оказывать влияние на выбор профессии», «Ленинградский горком КПСС поставил в повестку дня координацию профориентационной работы в городе», «Молодежь неохотно выбирает рабочие специальности», «Индивидуальные особенности не оказывают решающего влияния на профпригодность», «Абитуриенты главного педвуза страны не всегда стремятся идти в учителя», «Профориентационная помощь пришла к инвалидам». Мы видим, что проблемы остались, изменилась только стилистика. Если мы хотим получить иной результат, нужно действовать иными способами. Спикеры предложили пути выхода из тупика и ответили на вопросы участников конференции. Основные причины низкой эффективности современной профориентационной работы профессионалы видят в отсутствии внятной стратегии профориентационной работы, нормативно-правовой базы, надежного научно-методического инструментария и низкой квалификации специалистов, занимающихся профориентацией.

На волне интереса к профориентации возникло множество сомнительных коммерческих предложений. Школы атакуют предложениями определить профессиональные склонности по отпечаткам пальцев, почерку, «ритмам головного мозга», устаревшим методикам. Массовое добровольно-принудительное он-лайн тестирование в рамках Всероссийской программы ранней профориентации «Zaсобой» тоже вызывает у специалистов и пользователей много вопросов. Таким образом, при всем обилии предложений качественных и доступных профориентационных услуг катастрофически не хватает. Это происходит потому, что на федеральном уровне нет структуры, которая занималась бы разработкой, апробацией, экспертизой и внедрением эффективных методов психолого-педагогического сопровождения профессиональной работы.

В практической части конференции были представлены актуальные тренды профориентационной работы, в т.ч. психодиагностика профессиональных интересов и склонностей и подготовка подростков к осознанному выбору профессии. Участники секции «Осознанный выбор профессии» (модератор О.Н. Чикина) смогли сравнить и оценить профориентационные проекты компаний Maximum (И. Гришина), «Дизайн карьеры» (Л. Марадзе), «ProЯ» (О. Казакова). Участники секции «Как определить профессиональные интересы и склонности) (модератор А. Бурлаков) познакомились с новым для России психодиагностическим проектом «Тест Magellano University» (Л. Чиликина). Руководитель направления по работе с абитуриентами портала «Поступи Онлайн» П. Лихачева рассказала о возможностях выбора учебного заведения на основе комплексной диагностики. Очень ждали выступления руководителя компании «Вербатория», которая предлагает определить таланты и способности по ритмам головного мозга, но сотрудники «Вербатории» не рискнули представить профессиональному сообществу проект, не выдерживающий никакой критики.

Большое впечатление на участников конференции произвели мастер-классы директора АНО «Институт самоопределения и развития человека» Н. Манежевой «Как помочь подростку найти себя. Проект «Талантория» и автора образовательного профориентационного проекта «Навигатум» А. Смирнова «Игровая развивающая среда от компании «Навигатум».

В завершении конференции игротехник, автор трансформационных игр Е. Михеева провела стратегическую сессию «Точка бифуркации». Благодаря этой работе была намечена траектория создания эффективной системы профессионального самоопределения детей и подростков.