26-27.09.2018 — в Москве прошла международная конференция «Профессиональное развитие педагогических кадров профессионального образования и обучения»

Программа конференции подготовлена совместно ФИРО РАНХиГС и Посольством ФРГ и Российско-Германской внешнеторговой палатой в Москве. Первый день конференции прошел на территории Посольства (ул. Мосфильмовская, 56). В центре внимания участников была проблема развития наставничества на производстве. Опытом своих стран поделились Д-р Ханнелоре Кресс, Федеральный институт профессионального образования (BIBB), менеджер проекта, старший научный сотрудник направления международное сотрудничество и консультирование, Бонн; господин Рудольф Лукавски, Торговый Советник Посольства Австрии в Москве; господин Александр Зигенхальтер, заместитель руководителя отдела по экономическим вопросам, финансам и науке Посольства Швейцарии в Москве; господин Владимир Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. Была отмечена особая роль наставников в воспитании и обучении студентов, необходимость законодательного оформления деятельности наставников, неоднородность их деятельности (главный наставник-организатор обучения, наставник на рабочем месте и т.д.), проблема мотивации наставников.

В двух последующих блоках обсуждения выступили представители немецких и российских компаний с презентацией их опыта развития наставничества на производстве.Были отмечены разные условия и возможности этой деятельности для малого, среднего и крупного бизнеса. Значимость административной и методической помощи в этой работе на уровне регионов России.

Завершила первый день церемония награждения лучших студентов и наставников, участников проекта по дуальному обучению Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве VETnet. Церемония за последние три года стала традиционной, но впервые на нее пригласили и родителей студентов.

Второй день конференции прошел в здании ФИРО РАНХиГС (ул. Черняховского, 9). В программе обсуждения приняли участие представители Федерального института профессионального образования Германии, Академии Ворлдскиллс Россия, Национального агентства развития квалификаций, Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС в регионах России (Республика Татарстан, Ивановская, Иркутская, Свердловская области).

Участники затронули проблему быстрой смены требований к квалификациям в условиях цифровизации производства, появления новых профессий и квалификаций, необходимости быстрого реагирования со стороны системы профессионального образования на эти изменения. Важность ориентации на региональный рынок труда с учетом анализа потребностей в опережающем обучении.

Несомненным достижением в работе передовых российских колледжей является тесная связь с работодателями. В конференции приняли участие представители компаний и организаций (Эксплуатационное локомотивное депо Зима структурного подразделения Восточно-Сибирской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги филиала ОАО «РЖД; ОАО «Комплекс Экспресс»). Однако участники конференции отметили, что к сотрудничеству важно привлекать общеобразовательные школы, создавать условия для осознанного выбора профессионального пути молодежью. Любовь Васильевна Овсиенко и Ирина Владимировна Зимина (ФГБОУ ВО КНИТУ) в своем выступлении подчеркнули важность развития профильного образования на ступени средней школы, рассказали о своем опыте работы по проекту «Школа технологического наставника будущей инженерной элиты ПАО “ГАЗПРОМ”». Мы привыкли давать ребятам “готовое знание” и контролировать скорость его усвоения, а в современных условиях важно научить самостоятельно находить и осваивать информацию, ответственно и самостоятельно действовать на рабочем месте и в жизни.

С особым вниманием участники отнеслись к презентации опыта Ивановской области о создании базовой кафедры и учебной фирмы Ивановского колледжа сферы услуг.
Не меньший интерес вызвало выступление представителей сетевой экспериментальной площадки Иркутской области об организации студенческой практики на рабочем месте совместно с организациями ОАО РЖД.

В завершение конференции прошел мастер-класс «Подготовка наставников на производстве», представленный Еленой Николаевной Байдало и Юлией Анатольевной Власовой (Екатеринбургский экономико-технологический колледж). Акцент был сделан на методах интерактивной работы со взрослыми, что позволяет использовать неосознаваемые участниками курсов повышения квалификации (наставниками) механизмы обучения, вывести на первый план их мотивы и установки обучения. Это обеспечивает образование качество и прочность результатов и ответную реакцию обучаемых.

Подводя итоги конференции, участники выразили благодарность организаторам с немецкой и российской стороны и выразили пожелание сделать конференцию традиционной и ежегодной.

Презентации 26 сентября 2018

Кресс Х. Наставник - наставничество

Лукавски Р. Дуальное профобразование в Австрии

Дуальное профессиональное образование в Швейцарии. Профессиональная подготовка, задачи и роль наставников

Блинов В.И. Наставничество в России

Мильто С.Ю. Развитие наставничества

Дуальное обучение в «Глобус»

Бадайло Е.Н. Подготовка наставников на производстве (на примере взаимодействия ГАПОУ СО «ЕЭТК» и Ассоциации Уралпищепром)

Бучек А.А. Региональная модель наставничества студентов на предприятиях в рамках дуального обучения по программам среднего профессионального образования

Полякова А.Г. Корпоративная программа дуального образования: от заказа производства до мониторинга результатов

Афанасьева О.С. Система подготовки персонала АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» Концерна ВКО «Алмаз-Антей»

Презентации 27 октября 2018

Власова Ю.А., Бадайло Е.Н. Подготовка наставников на производстве и повышение квалификации педагогов СПО (мастер-класс)

Киселева И.В., Зарипова Н.А., Федосеева Е.Ю. Практико-ориентированное обучение на производстве

Кручинина А.А. Наставничество в программах академии Ворлдскиллс Россия

Мальцев В.М. Наставничество - элемент корпоративной культуры и эффективный инструмент развития человеческого капитала

Овсиенко Л.В., Зимина И.В. Школа технологического наставника будущей инженерной элиты ПАО «ГАЗПРОМ»

Решетникова Е.Ю. Наставничество как условие профессионального становления обучающихся в условиях практико-ориентированной образовательной среды

Ромадина А. Курс « Train-the-Trainer » вместе с Российско-Германской ВТП

Факторович А.А. Стажировки для мастеров производственного обучения. Опыт Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций

Кресс Х. Профессиональные педагогические кадры в немецкой системе ПТО