4.10.2018 — в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС) состоялся межрегиональный семинар «Модернизация программ развития профессионального образования субъектов Российской Федерации»

На площадке  РАНХиГС на Пречистенской набережной, 11 4 октября прошел всероссийский семинар «Модернизация региональных программ развития профессионального образования», организованный ФИРО РАНХиГС совместно с Министерством просвещения РФ.

Со всей России на семинар приехали свыше двухсот участников из числа работников среднего профобразования, представителей региональных органов управления образованием, сотрудников институтов развития образования субъектов РФ.

Семинар начался с церемонии награждения Министерством просвещения работников системы СПО. Заместитель Министра просвещения РФ Ирина Потехина вручила 34 благодарственных письма Министерства за вклад в развитие среднего профессионального образования Российской Федерации. В число награжденных вошли и сотрудники Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС – Владимир Блинов, директор Центра и Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра.

Модератором семинара выступил директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. В приветственном слове к участникам, Максим Дулинов отметил, что главная цель мероприятия- синхронизация деятельности всех уровней управления системой СПО через соотнесение целей, задач, показателей федеральной, региональных программ и программ профессиональных образовательных организаций, как необходимое условие выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года.

Центральный доклад о стратегии развития профессионального образования и обучения сделала Ирина Потехина, заместитель Министра просвещения РФ. По словам И.Потехиной» - дело ближайшей перспективы - формирование региональной составляющей национального проекта «Образование», необходим новый перечень профессий и специальностей СПО как постоянно обновляющимся документ и инструмент развития. Растёт потребность в коротких программах профобучения для взрослых.

Тему о перечнях профессий продолжил Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций.

Вопросы финансирования системы СПО в современных условиях стали темой выступления Натальи Типенко, ведущего эксперта Центра универсальных программ.

Проблематику формирования современных региональных программ развития профессионального образования представил в своей презентации Игорь Сергеев, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Что является основой разработки региональных программ развития профессионального образования? Казалось бы, ответ ясен - это должны быть программы социально-экономического развития субъектов РФ. Но анализ программ, сделанный Центром профобразования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, показывает, что очень часто это не так. Игорь Сергеев в своем выступлении подробно остановился на проблеме отражения потребностей рынка труда в программах развития профобразования.

В свою очередь Ирина Потехина рассказала о том, как система профобразования «слышит» рынок труда.

Во второй половине дня  работа семинара продолжилась в формате аналитических стратсессий в медиалофте  РАНХиГС и здании ФИРО РАНХиГС.

Ключевой вопрос первой стратсесии «Стратегии развития СПО на федеральном и региональном уровнях: механизмы управления и финансово-экономического обеспечения» - как повысить социально-экономическую эффективность профессионального образования и обучения в регионе?

Под руководством модераторов участниками формировались предложения по созданию механизмов достижения целей развития профессионального образования России на период до 2024 года.

Модераторами секции стали Игорь Сергеев и Наталья Типенко.

На второй стратсесии «Внедрение лучших практик подготовки кадров: от чемпионатов мастерства к региональной системе» основной проблемой стало внедрение  уникальных методик подготовки квалифицированных кадров в массовую практику.

Модератором выступила Ирина Файзулина, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ.

Третья стратсессия «Разработка программ модернизации профессиональных образовательных организаций» работала на ул. Черняховского, 9, в здании ФИРО РАХиГС. Участники обсуждали внедрение программы модернизации профессиональных образовательных организаций в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров.

С сообщением о зарубежном опыте подготовки кадров системой СПО и работодателями выступил Айрат  Сатдыков, заместитель директора Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Руководитель отдела развития среднего профессионального образования НФПК Глеб Сафонов, рассмотрел в своём выступлении модели управления в контексте разработки программ развития профессиональных образовательных организаций.

Об использовании механизма государственно-частного партнерства при разработке и реализации программ модернизации профессиональных образовательных организаций рассказал Александр Коковихин, директор АНО «Институт развития дуального образования» (Свердловская область).

По итогам сессии ФИРО РАНХиГС отобраны лучшие программы модернизации, представленные профессиональными образовательными организациями, которые будут  направлены в Министерство просвещения РФ для рассмотрения на Координационном совете по среднему профессиональному образованию Минпросвещения России и возможной трансляции лучшего опыта в субъекты РФ.

Модератор сессии – Светлана Осадчева, заместитель директора Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Подводя итоги всероссийского семинара Владимир Блинов поблагодарил собравшихся за активную работу, отметив, что все предложения по ключевым вопросам семинара, поступившие от участников, будут проанализированы экспертами и использованы при разработке практических рекомендаций для управленцев в сфере профессионального образования и дальнейшей работе по развитию отечественной системы профессионального образования и обучения.

Программа

Проект методических рекомендаций по модернизации программ развития профессионального образования субъектов Российской Федерации в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития

Презентации

Типенко Н.Г. О финансировании системы среднего профессионального образования

Сергеев И.С. О результатах анализа региональных программ развития профессионального образования и путях их актуализации

Гаркуша Н.С. Введение в проектное управление

Сатдыков А.И. Зарубежный опыт подготовки рабочих и специалистов системой СПО и работодателями

Осадчева С.А. Разработка и внедрение программ модернизации ПОО

Коковихин А.Ю. Использование механизма ГЧП при разработке и реализации программ модернизации профессиональных образовательных организаций

ГБПОУ МО «Красногорский колледж». Программа развития до 2024 года

Дарманская И.В. Программа модернизации АПОУ ВО «Вологодский колледж связи и информационных технологий» в целях устранения дефицита рабочих кадров в Вологодской области

Сафонов Г.В. Модели управления в контексте разработки программ развития профессиональных образовательных организаций