23.05.2017 — состоялась видеоконференция «Образовательные инициативы России: результаты деятельности экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО»

Цель конференции: анализ процесса и результатов инновационной деятельности экспериментальных площадок ФГАУ «ФИРО», направленных на развитие творческой активности обучающихся в системе российского образования.

В конференции приняли участие педагоги, психологи и руководители 25 образовательных учреждений г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Челябинска, г. Озерска, г. Бакала, г. Перми, г. Кунгура, г. Ростова - на-Дону, г. Улан-Уде, г. Апатиты, г. Нижневартовска и др.

По данной теме с 2008г. были открыты 11 экспериментальных площадок на базе ФГАУ «ФИРО», включающих 23 образовательных учреждения г. Москвы, г. Мурманска и Мурманской обл., г. Челябинска и Челябинской обл., г. Пскова, г. Благовещенска, г. Улан-Уде, г. Ростова-на-Дону, г. Перми и Перского края, в том числе: общеобразовательные учреждения – 5, дошкольные образовательные учреждения – 2, учреждения дополнительного образования – 7, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы – 7.

Цели экспериментальной работы:

  • Повышение творческой активности всех субъектов образовательного процесса.
  • Выявление и описание психолого-педагогических условий развития творческой активности обучающихся разных категорий.

Задачи:

  • Мониторинг творческой активности обучающихся в процессе обучения и коррекции. Анализ проявлений творческой активности детей с особенностями в развитии дошкольного и школьного возрастов.
  • Разработка методики диагностики и развития творческой активности детей на материале коррекционных и развивающих заданий.
  • Выявление и внедрение психолого-педагогических приемов развития творческой активности детей в условиях общего, дополнительного и коррекционного образования. Разработка методических рекомендаций и пособий.
  • Модификация коррекционно-развивающих программ с опорой на развитие творческой активности детей.
  • Внедрение развивающих образовательных технологий, направленных на развитие творческого потенциала обучающихся.
  • Повышение квалификации педагогов экспериментальных площадок. Разработка и проведение курсов повышения квалификации по теме эксперимента.
  • Апробация методических пособий, диагностических методик и других экспериментальных материалов.
  • Создание творческих портфолио обучающихся, педагогов и семей.
  • Проведение методических мероприятий (открытых занятий, круглых столов, окружных семинаров и т.д.) по теме экспериментальной работы с целью распространения опыта.

Руководитель центра социализации, воспитания и неформального образования Х.Т. Загладина открыла конференцию докладом «Развитие творческой активности обучающихся в российском образовании», подчеркнув актуальность развития таких компетенций выпускника школы как способность к выбору и самоидентификации, самостоятельной постановки цели, творческой активности и инициативности. Развитию этих качеств не способствует традиционная система образования, поэтому необходим поиск инновационных форм, методов, подходов, которые возможно спроектировать и апробировать в режиме деятельности экспериментальных площадок на базе ФГАУ «ФИРО». Благодаря 10-летней целенаправленной работе по данной теме удалось достичь значительных результатов, которые были представлены в публикациях периодических изданий, а также сборниках и методических пособиях.

Научный руководитель экспериментальных площадок по данной тематике С.В. Максимова обозначила основные положения концепции «Дуальности неадаптивности и адаптивности в творчестве», на основе которой строилась вся экспериментальная работа:

  1. Творческий процесс можно разделить на две составляющие, различающиеся по психологическим механизмам и соответственно педагогическим условиям развития – процесс порождения идей (постановка целей, гипотезы, усмотрение проблемы), (неадаптивная активность - НА) и процесс реализации идей (решение задачи, получение продукта) (адаптивная активность - АА).
  2. В отличие от традиционных методик диагностики творческих способностей, выявляющих только вторую составляющую творчества – способность выполнять поставленную задачу (АА), нами разработана методика, позволяющая выявить помимо этого способность и стремление к самопроизвольному целеполаганию (НА).
  3. По уровню развития НА и АА можно выделить 4 типа учащихся: «звездочки», «исполнители», «средние», «проблемные».
  4. Высокий, но не реализующийся творческий потенциал является одной из причин школьной, а затем – социальной дезадаптации.
  5. Типы учащихся обусловлены реакцией родителей на проявление спонтанной активности детей: в эксперименте родители «звездочек» поддерживали предложения детей и реализовывали их в совместной деятельности, родители «исполнителей» и «проблемных» - в разной степени строгости пресекали их, родители «средних» - игнорировали.
  6. Основной механизм развития творческой активности детей – о-со-знание ими себя как субъекта творчества с помощью обратной связи от значимых Других.
  7. Портфолио является одним из инструментов осознания себя как творческого субъекта.
  8. Разработана система развития творческого потенциала младших школьников, включающая методики диагностики творческой активности, курс внеурочных занятий, на которых дети могут в играх и упражнениях проявить себя в определенной теме, например, «Я и моя семья, мои друзья, школа, мир искусства, спорта и т.д.», рабочие тетради, в которых дети рефлексируют и фиксируют свои выборы, а также предусматривающие совместные задания с родителями, позволяющие выстроить конструктивный диалог.
  9. Апробация этих материалов, проведенная на экспериментальной площадке, показала, что в экспериментальных классах не только возрастала творческая активность, дети переходили из категории «проблемных» в категорию «звездочек», но и возникновение ряда побочных эффектов – улучшение отношений в детском коллективе, адаптации к школе, развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе и др.
  10. Новизна нашего подхода к развитию творческой активности заключается в смещении акцента с интеллектуальных на личностные качества ребенка: способность к выстраиванию диалога со сверстниками и взрослыми, способность к рефлексии и самоидентификации, к осознанному выбору и целеполаганию.

Тему развития субъектности обучающихся и педагогов продолжила научный руководитель челябинской сетевой площадки с докладом «Событийно-рефлексивный характер форм повышения квалификации педагогов, работающих в инклюзивном образовании». С ее точки зрения основным фактором личностного развития как детей, так и педагогов является «со-бытие», отличающееся от мероприятия и коллективного творческого дела степенью рефлексивности и приобретающее личностный смысл.

Оригинальные методики исследования субъектности позволяют отследить изменения личностных смыслов педагогов до и после организованных мероприятий – фестиваля педагогических идей, рефлексивных встреч представителей сетевой экспериментальной площадки, курсов повышения квалификации, становящихся настоящим «со-бытием».

Организация сетевого взаимодействия, регулярное проведение он-лайн встреч, в том числе и с участием ФИРО, детских межшкольных и разновозрастных игр и соревнований, организация конкурсов методических материалов и педагогического мастерства, активная деятельность на различных интернет-площадках, в том числе «образовательная инициатива», является мощным фактором обновления и развития образовательной среды, развития инклюзивного образования г. Челябинска и Челябинской области.

Н.В. Полешова – координатор сетевой площадки представила свою авторскую программу по развитию творческого мышления младших школьников с помощью технологии ТРИЗ «8 творческих проектов или бесконечное творчество», а также интересную форму ее реализации совместно с участниками сетевого пространства – «Большое ТРИЗовское путешествие», включающие командные и индивидуальные туры, в том числе и организованные on-line, в котором приняли участие дошкольники и младшие школьники из 15 образовательных учреждений. Отслеживались также личностные эффекты педагогов, принимавших участие в этой работе.

Экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО», работающая уже 6 лет, МАДОУ «Детский сад № 477» г. Челябинска представила доклад заместителя директора И.А. Копысовой. Она отметила, что опыт работы в условиях сетевой экспериментальной площадки позволяет осмыслить собственные подходы к созданию необходимых и достаточных условий для развития творческой активности дошкольников. Предоставление педагогу возможности развития инновационного потенциала, осознания ресурсов саморазвития в экспериментальном поле создает основу для реализации задач по тематике исследования. Сетевое взаимодействие помогает педагогам наполнить жизнь в детском саду событиями, которые становятся значимыми для всех участников.

Коллеги из ГОУ СКОШИ I-II вида г. Улан-Уде поделились своими наработками в области нетрадиционных способов рисования и организации клуба выходного дня как способов развития творческой активности обучающихся с нарушением слуха. На этой площадке также активно велась работа с портфолио обучающихся, как ресурсная помощь в коррекционном процессе.

На экспериментальных площадках проводилась апробация методики диагностики творческой активности младших школьников «Альбом с замаскированными изображениями» С.В. Максимовой. Результаты апробации показали валидность использования методики с различными категориями детей, в том числе с ОВЗ. Две формы методики позволяют оценить эффективность применения различных развивающих технологий, в том числе мульттерапии.

Студии мульттерапии были организованы в коррекционных и инклюзивных образовательных учреждениях: МАОУ «СОШ №12» г. Бакал, ГКОУ СКОШИ № 62 III-IVвида г. Улан-Удэ, а также в образовательных учреждениях г. Челябинска и Челябинской области, входящих в сетевую экспериментальную площадку, и показали высокую эффективность в работе с детьми с ОВЗ. Развитие творческой активности дает детям дополнительный ресурс, чтобы скомпенсировать психологические и физические недуги. Детки с нарушением зрения г. Улан-Уде стали настоящими героями местного телевидения, победителями всероссийских конкурсов по детской анимации.

Также результаты развития творческой активности учащихся на занятиях вокалом представили коллеги из г. Кунгура - участники сетевой площадки, объединяющей учреждения дополнительного образования Пермского края. Помимо развития специальных навыков с детьми проводились занятия по развитию творческой активности с помощью рабочих тетрадей-портфолио. Учащиеся на каждом занятии проявляли свое творчество, фантазию и заполняли индивидуальную рабочую тетрадь по развитию творческой активности. Все рабочие тетради получились очень разные, оригинальные. В них дети выполняли различные творческие задания, писали о своих интересах и желаниях, представление о самом себе и многое другое. Также работа в тетрадях велась не только на занятиях, но и дома. Всем детям давалось домашнее задание, где они вместе с родителями отвечали на вопросы и заполняли свою тетрадь в разнообразной форме: рисунки, фотографии. Таким образом, ребенок вместе со своей семьей был активно вовлечен в творческий процесс.

В процессе занятий дети стали больше задавать вопросы, проявлять интерес ко всему новому и необычному, стремиться выйти за рамки стереотипов и требований, проявлять наблюдательность, оригинальность мышления, самостоятельность. Учащиеся на каждом занятии проявляли свое творчество, фантазию и заполняли индивидуальную рабочую тетрадь по развитию творческой активности.

В ходе занятий у детей наблюдается проявление творческой активности. Дети стремятся и не боятся задавать вопросы, проявляют интерес ко всему новому и необычному, стремятся выйти за рамки стереотипов и требований, проявляют наблюдательность, оригинальность мышления, самостоятельность.

Результаты показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению творческой уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Сетевая экспериментальная площадка г. Ростова-на-Дону представила свой опыт развития творческой активности обучающихся в условиях интеграции общего и дополнительного образования.

Гость вебинара Олег Альбертович Калмыков, руководитель проекта «Инновационные образовательные технологии» Smartup School, обозначил ориентиры возможной перспективы экспериментальной работы, рассказав об опыте психологического сопровождения в одной из школ г. Санкт-Петербурга. С его точки зрения факторами, влияющими на развитие творческих способностей у школьников младших классов являются:

  • Свобода выбора и движения.
  • Безопасность - отсутствие критики, соперничества, агрессии.
  • Поддержка конструктивной активности и объективная множественная обратная связь.
  • Эмоциональная вовлеченность - игровая ситуация.
  • Расширение зон личностного влияния.

В заключение обсуждения участники вебинара отметили, какой профессиональный рывок они сделали в процессе экспериментальной деятельности: в десятки возросло количество участников и победителей в различных конкурсах как детей, так и педагогов, совместных мероприятий, публикаций, семинаров и мастер-классов, появились авторские программы и проекты, социальные пробы и инициативы. Участники видеоконференции выразили огромное желание на продолжение продуктивного сотрудничества науки и практики.