5-14.07.2017 — состоялась Российская компетентностная олимпиада по управлению

С 5 по 14 июля 2017 г. состоялась VI Российская Компетентностная олимпиада по управлению, организованная ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», АНО ДПО «Открытое образование» при поддержке ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», МАОУ «Гимназии №5» г. Чебоксары, а также при информационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

В мероприятии участвовали эксперты в различных сферах гуманитарного и оргуправленческого знания: доктор философских наук, зав. лабораторией компетентностных практик образования МГПУ и главный научный сотрудник ФИРО МОН РФ – Александр Анатольевич Попов; генеральный директор АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, автор программы и учебных пособий по географии для общего образования – Алексей Борисович Воронцов; заместитель директора Высшей школы государственного управления РАНХиГС, приглашенный профессор Московской школы управления «Сколково», член экспертного совета при Правительстве РФ – Павел Брунович Мрдуляш; научный сотрудник Лаборатории компетентностных практик образования МГПУ Павел Павлович Глухов; историк, кандидат философских наук Александр Сергеевич Баранов; директор юридической компании «КоммерсантЪ» Равиль Тагирович Алиев.

В олимпиаде приняли участие 77 школьников из Москвы, республики Чувашия, Новосибирской области, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Краснодара, Красноярского края, республики Удмуртия.

Отчет подготовил:

Тьютор АНО ДПО «Открытое образование» Анатолий Волчек.

Российская компетентностная олимпиада включала в себя следующие форматы работы с участниками:

  • Стратегическая игра как комплексное соревнование команд старшеклассников, последовательно решающих аналитические, управленческие и творческие задачи.
  • «Практикум» как форма, предполагающая разворот полученных на предыдущем этапе теоретических знаний на практическое применение через построение концепции системного развития утопического общества и человека в нем, с последующим доказательством компетентности такой теории.

Олимпиада включала в себя следующие формы работы:

  1. Установочная лекция, в ходе которой участникам объяснили формат предстоящей деятельности и то, какие задачи стоят перед ними в ходе стратегической игры.
  2. Установочные доклады, в ходе которых раскрывалась суть задания на конкретный день.
  3. Индивидуальные консультации тьюторов и экспертов.
  4. Досуговая деятельность: киноклуб, квесты, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», мастерские по иностранным языкам (китайский, испанский, английский), истории и другие.
  5. Спортивная деятельность: утренние разминки, футбол, волейбол, настольный теннис, шахматный турнир.
  6. Тьюторский семинар;
  7. Групповая работа, направленная на выполнение заданий в соответствии с тематикой каждого содержательного дня;
  8. Общие заседания, в ходе которых происходила презентация и защита результатов работы группы по каждому этапу, с последующей проблематизацией и содержательной критикой этих результатов со стороны экспертов.
  9. Рефлексия, как практика работы с целями, идеями и смыслами.

Формат олимпиады

Первый этап игры носит название «планетарный». В ходе установочного доклада участникам даются объяснения к форме проведения Российской Компетентностной Олимпиады, ставится цель стратегической игры, и озвучивается, что мероприятие пройдет в виде соревновательной, командной игры. Участникам предлагается представить, что им предстоит перелет на другую, вымышленную,  планету, доселе необитаемую, но, по климату похожую на Землю. В основу принципа разделения на команды положен вопрос: «Если человечество покинет Землю и отправится осваивать новую планету, то в чём буду заключаться особенности нового уклада жизни на этой планете? И какой будет концепция Новой Земли?». Далее вопрос разворачивается в поле фантастики, следует презентация концептуальных идей со стороны участников, и происходит разделение на команды. Каждый день представляет погружение в определенную тему: география, регионалистика, экономика, политика, социология, философия, культура. В ходе прохождения этих этапов, каждой группе необходимо руководствоваться концепцией и идеей своего мира. Результаты командной работы представляются на общем заседании в виде карт, схем, докладов, иллюстраций. В конце каждого тематического блока, происходит распределение баллов. В зависимости от этапа голосовать могут, как эксперты, так и тьюторы, а в некоторых вариантах и сами участники. Группа, набравшая большее количество баллов к концу группового этапа побеждает. При этом участникам понятен фантастический контекст размышления, что «полет на другую планету» – это специальная метафора, помогающая особым образом структурировать те знания, которые необходимы в построении собственной жизни.

Второй этап игры носит название «социальный». Группы объединяются в «партии», по признаку схожести целей и идеологических концепций. Каждая «политическая партия» должна представить программу развития своей страны и выдвинуть по одному кандидату для участия в завершающем «политическом» этапе. Коалиции разворачивают избирательную компанию, чтобы привлечь максимальное количество избирателей. Побеждает кандидат, набравший большее количество голосов.

Команда олимпиады

Программа Российской Компетентностной Олимпиады предполагает не только работу школьников, это также стажировка для студентов педагогических вузов, педагогов и специалистов социальной направленности. В этом году команда олимпиады состояла из представителей Лаборатории компетентностных практик образования МГПУ, АНО ДПО «Открытое образование», преподавателей Гимназии №5 г. Чебоксары, студентов Московского Городского Педагогического Университета.

Ведущим мероприятия  традиционно является Александр Анатольевич Попов. В экспертной позиции выступили Павел Павлович Глухов, Анатолий Олегович Волчек, представители АНО ДПО «Открытое образование»; Александр Сергеевич Баранов и Лев Андреевич Подъельников, представители Гимназии №5 г. Чебоксары, а также студенты-практиканты МГПУ.

Студенты МГПУ выполняли функции тьюторов. В результате студенты получили: практику общения с подростками, практику публичных выступлений, опыт организации и проведения занятий для подростков, сопровождения командообразующих мероприятий, опыт участия в разрешении конфликтных ситуаций,  пробу себя как консультанта, руководителя клуба; участие в педагогических семинарах и лекциях, опыт написания эссе, опыт организации групповой рефлексии. Студенты и педагоги получили возможность прослушать выступления экспертов федерального уровня и пройти краткосрочное повышение квалификации «Компетентностные практики образования: идеология и технология». Отдельно хочется отметить, что в работу активно включились и сопровождающие педагоги.

Перед организационной командой олимпиады стояли две задачи. Провести компетентностную олимпиаду в классическом формате и выстроить логику подачи материала таким образом,  чтобы событие, помимо компетентностной составляющей, стало для ребят, в том числе и знаниевой подготовкой для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Для достижения этого результата были выбраны такие темы дней, которые удачно соотносились с разделами учебно-методических комплексов для подготовки к ЕГЭ: человек и общество, экономика, политика, социальная сфера, культура, право, истина. Также, в качестве базовой опоры для построения новой планеты и следуя логике самой олимпиады, был введен раздел географии.

Хроника событий олимпиады:

В ходе первого дня проведён установочный доклад, на котором А.А. Попов пролил свет на смысл, цель и правила игры. Основной тезис выступления - управленческое мышление это мышление способное создавать целостное. После этого ребятам было предложено сформулировать идеи, с которыми они «полетят» строить новый мир. В результате рассуждения было озвучено два десятка различных предложений, семь из которых оказались наиболее жизнеспособными. В качестве презентационного задания участникам было необходимо:

  1. Представить,  что они презентуют доклад на заседании ООН;
  2. Презентовать выбранную тему и собрать команду единомышленников.

Так сформировалось 7 команд:

  • «Пропаганда». Мир, в котором человечество организовало искусственный отбор высокоморального и интеллектуально развитого населения, с целью продолжения рода и создания поколения не способных на агрессию людей.
  • «Религия». Мир, в котором жизнь основывается на вере, а заменой конституции выступают универсальные законы высшей морали.
  • «Интеллект-планета». Мир, в котором человечество поселилось на разумной планете, которая сама способна мыслить и выступает высшей управляющей властью.
  • «Мир посредством войны». Мир, в котором сверхдержавы находятся в процессе постоянной войны. «Что бы люди сплотились - им нужен враг».
  • «Неокоммунизм». Мир, в котором «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
  • «Разделение труда». Моногосударство, в котором люди расселяются и объединяются в социальные группы по сферам деятельности.
  • «Профикратия». Мир, в котором управление государством осуществляют люди, каждый из которых мастер в одной из профессиональных областей.

Второй и третий день Российской компетентностной олимпиады прошли под эгидой географии. Экспертом блока географии выступил Алексей Борисович Воронцов. В установочной части давалось представление о городе, как центре экономической жизни. В течение двух дней команды участников работали над формированием географической карты своих миров. Первая часть направлена на объективацию географического знания и определение уровня понимания географии у участников. Для этого командам выдан специально написанный текст и дана задача нарисовать географическую карту острова, описанного в этом тексте. Сложность заключается в противоречивом описании этого острова. В ходе решения задачи дети понимают, что это вовсе не остров, а материк. Экспертом оценивались правильность решения, презентация работы, и умение задавать и отвечать на вопросы аудитории. В рамках лекции для педагогов и студентов Павел Глухов говорил о компетентностных практиках образования.

Задача следующего дня - формирование географической карты своего мира. Главное правило - карта должна учитывать специфику и особенности концепции мира. Таким образом, к вечеру у каждой команды появились физические воплощения миров, на которые ребята смогут опираться в дальнейшей работе.

В завершение основного блока эксперт прочитал открытую лекцию о возможностях самообразования, индивидуальных образовательных программах и «умном» подходе к очно-заочному обучению, и провёл семинар для педагогов о плюсах и минусах безотметочной системы обучения. Также состоялась работа ежевечернего киноклуба по теме дня; клуба, направленного на знакомство участников с командообразующими упражнениям, и встреча клуба китайского языка.

Четвертый и пятый день. В качестве эксперта блока «Региональной экономики и регионалистики» выступил Павел Брунович Мрдуляш. В ходе установочной лекции участники получили представление об экономических системах, причинах регионального деления, а также разделении труда в рамках производственных процессов. Введены термины: капитал, труд, творчество, производство, ресурс, продукт, экономическая система, рынок. В процессе работы участники наполняют свои миры деталями: разрабатывают и обозначают на карте климатические условия, определяют центры добычи полезных ископаемых и их виды, наполняют территорию флорой и фауной, создают промышленные цепочки, отмечают и заселяют города и пытаются сконструировать мир, опираясь на логику системных связей.

Вечером эксперт прочитал открытую лекцию о типологии проектов и современных алгоритмах проектирования, а также рассказал педагогам о состоянии и тенденциях развития российских университетов. Тьюторы обеспечили вечернюю программу олимпиады: экспертные консультации по проекту, индивидуальные консультации, семинар, ориентированный на помощь в профессиональном самоопределении «Моя траектория»,  интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

Шестой день. Экспертами блока выступили Павел Глухов, Александр Баранов и Равиль Алиев. В течение установочной части ребятам рассказали о принципах создания политических партий, особенностях их внутреннего функционирования, дополнительно была организована возможность тренировки в создании такой партии «здесь и сейчас». Для нормального функционирования обществу необходим свод согласованных правил, учитывающих права и обязанности граждан. На протяжении блока «Политика и политология» команды занимались созданием таких правил, писали конституции, конструировали систему управления, рисовали гербы и даже сочиняли гимны для своих государств. Также у участников появилась возможность выбрать и проголосовать за наиболее понравившееся государство-конкурент и получить второе гражданство. Ребята могли принять решение о переходе в другую команду, а результаты голосования учитывались в командном рейтинге. Возможность такого влияния голосов на рейтинг была скрыта от участников, но те, кто смог предположить такой ход событий - смогли использовать его в интересах своей команды.

В рамках семинара для педагогов и тьюторов Александр Попов и Лев Подъельников обсуждали перспективы развития Российской компетентностной олимпиады и технологии оценивания компетенций.

В рамках досуга между командами состоялся турнир по волейболу. Отвечая на вопрос о том, почему значение результатов спортивных мероприятий также идёт в командный зачёт РКО, говорилось о том, что командообразующие мероприятия и корпоративная политика – также имеют огромное значения в современной системе управления, и этот факт невозможно игнорировать.

Седьмой день. Тема - общество и общественные отношения. Александр Баранов провёл установочную лекцию, в опоре на курс «Обществознание», с целью освежить в головах ребят знания о социальной стратификации и классовых системах, также были введены такие понятия, как социальный институт, социальная группа, сословие, каста, социальные лифты. В ходе доклада, были представлены типы обществ в их исторической последовательности, рассказывалось о том,  какими типами экономического и политического устройства могут обладать те или иные общества. Установка на рабочий день – в опоре на концепцию своего государства, смоделировать структуру общественного разделения и создать модель классовой стратификации. Ребята работали над заданием всю первую половину дня, а уже после обеда состоялась стендовая защита социальных структур перед экспертами. В завершения дня прошёл сеанс одновременной игры в шахматы на пяти досках с названием «Участники против А.А. Попова». Отдельно хочется выделить восьмиклассника из Москвы - Ивана Петрусевича, молодой человек боролся до последнего, и хотя спустя два часа проиграл, но подтвердил свой I разряд.

Этим же вечером состоялся завершающий турнир «Что? Где? Когда?». Сессия примечательна тем, что, несмотря на множество версий игры, прошедший турнир отличался правилами, приближенными к реальной теле-версии игры, такой подход получил множество положительных отзывов от участников олимпиады.

Восьмой день. Центральной темой блока философии стало понятие истины. В рамках блока «Философия» был рассмотрен такой феномен, как «игры с истиной» и положены базовые типы истины. Классические представления об истине, где отдельное внимание было уделено эмпиризму Фрэнсиса Бэкона, рационализму Рене Декарта, агностицизму Иммануила Канта. Постнеклассические представления об истине, где в большей степени рассматривались исследования Мишеля Фуко. В частности, такие понятия, как «эффект истины», «воля к истине».

Павел Глухов рассказал об институтах трансляции истины и контекстах, в которых значение истины меняется или утрачивается. Тон лекции задали первые слова ведущего «Когда я говорю о философском понимании истины, я часто слышу возмущение от аудитории, что «мы это и так знаем, расскажите лучше что-нибудь сложное!» Во избежание таких возмущений - я сразу начну говорить про сложное». В результате встречи была сформирована установка на день - разработать модель института трансляции истины, а именно - систему образования для своих государств.

С лекцией выступила директор МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары, Депутат Государственного Совета Чувашской Республики, Инна Владиславовна Исаева. Выступление было посвящено модели тьюторского сопровождения вот уже на протяжении 10 лет реализующейся в гимназии. Также завершился турнир по настольному теннису, в котором победу одержала команда «Религия».

В завершение для ребят состоялась консультация по вопросам создания политических партий, и прошло народное голосование за лучшую социальную систему. После защиты результатов работы над образовательными системами, были подведены и финальные баллы за командную работу, а также определены лидеры личного зачёта.

Командный зачёт:

1 место – «Религия», лидер Екатерина Тасенко (Новосибирск); +1 балл

2 место – «Мир посредством Войны», лидер Илья Ахметшин (Москва);

3 место – «Неокоммунизм», лидер Александра Грачёва (Красноярск);

4 и 5 место разделили – «НФГУ», лидер Даниил Вишняков (Москва) и 'Разделение' лидер Николай Гарбуз (Москва);

6 место – «Интеллект планеты», лидер Ева Векслер (Москва);

7 место – «Пропаганда», лидер Аргишти Геворгян (Москва).

Первое место в личном рейтинге завоевала Александра Грачёва + 1 балл

После подведения итогов «планетарного» этапа очки командного рейтинга были переведены в игровую валюту, которая необходима для создания партии. Как распределить валюту между участниками - каждая команда решала внутри своего коллектива.

Помимо этого, группа участников из Ханты-Мансийского автономного округа – Югра смогла выступить перед экспертами и защитить профильные дипломные работы «Школы гуманитарного образования». Дипломы ШГО вручены:

Диплом №245 – Полина Вячеславовна Абатурова (профиль «филология»);

Диплом №246 – Вячеслав Валерьевич Коробкин (профиль «история»);

Диплом №247 – Мария Романовна Левандровская (профиль «медицина»);

Девятый день.

Этап «социальный» начался с переформирования команд в партии. В течение дня участники проводили предвыборную кампанию, завоёвывая голоса избирателей и готовясь к дебатам, и последующим выборам. Так же состоялась лекция для педагогов от директора АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевск, Михаила Петровича Черемных. В рамках лекции обсуждали будущее российской школы, новые форматы работы с детьми.

Позже, в рамках «социального» этапа, состоялись дебаты между представителями трёх лидирующих партий. В результате дебатов победила Александра Грачёва и тем самым получила +1 балл в личном зачёте. По результатам презентации программ, в «политический» этап прошли кандидат Николай Гарбуз и кандидат  Илья Ахметшин. Хочется отметить уникальность каждого года олимпиады - в этом году дебаты начались с выступления команды оппозиции. Напряженная ситуация распределения валюты в предыдущий день породила оппозиционно настроенную группу участников. И после встречи лидера команды Екатерины Тасенко с руководителем олимпиады А.А. Поповым было принято решение – оппозиция должна выйти на дебаты и заявить свою программу. Так сформировалась партия, которая включала в себя «несогласных» со  сложившейся ситуацией конкуренции. Программа партии представляла собой аргументы и замечания по проведению VI РКО, к сожалению, ребята не смогли сделать следующий шаг и призвать избирателей голосовать за свою программу. Традиционно финальный этап сопровождается игрой в «Политический футбол». В этом году итог футбола совпал с результатами выборов. Со счётом 2:0 победила команда Николая Гарбуза. Он же и стал новым президентом олимпиады.

Победители VI РКО

Командные места

1 место - Москва

2 место - Новосибирск

3 место - Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Личный зачёт

1 место - Александра Грачёва (Красноярск). Главный приз полное собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких.

2 место - Николай Гарбуз (Москва)

2 место - Екатерина Тасенко (Новосибирск)

В завершение олимпиады состоялось творческое мероприятие, на котором каждый участник мог показать личные таланты: прочесть стихи, станцевать или исполнить песню. Также участники, студенты и педагоги написали финальные рефлексии о прошедшей олимпиаде в формате «Моя история». Участники отвечали на четыре вопроса:

1. Что меня удивило?

2. Что я унесу с собой в жизнь?

3. Что я приобрёл/потерял?

4. Какие принципы я возьму с собой?

Ниже представлены выдержки из рефлексий:

«Бесценный опыт подобных соревнований, ведь формат мероприятия был необычен и нетривиален для олимпиады. Получил знания в различных сферах. Опыт менеджмента и бесценное товарищество. Мой принцип - победа не важна, важен путь к победе» Ахметшин Илья, Москва

«На этом мероприятии я выяснил, что есть лживые люди, а есть настоящие друзья. Я приобрёл умение слушать и слышать людей, ведь очень многое зависит от того, как вы поймете мысль другого человека. Твой самый сильный противник – это ты сам» Карзин Никита Максимович

«Несомненно, олимпиада собрала талантливых людей с искрой в глазах, и речь не только об участниках, но и об организаторах» Александра Грачёва, Красноярск

«Меня удивила олимпиада, ведь я думала, что мы просто будем писать на бумажке и сдавать результаты. Теперь я понимаю, что не нужно бояться высказывать своё мнение. Принципы жизни: работать много, учиться много и самореализовываться». Егорова Ева Викторовна

«Если судьба дала тебе шанс – используй его по максимуму, ведь если ты себе не поможешь, то никто тебе не поможет» Екатерина Тасенко, Новосибирск

«Удивили размах событий, интриги выборов и то, что меня назвали добрым. Все дела должны идти от горячего сердца и холодного ума» Виктор Валерьевич Коробкин, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

«Меня удивило то, что за такой короткий срок мы получили столько новых и интересных знаний» Лиза Соколова, Чувашия.

«Я приобрела навыки быстрого анализа огромного количества информации, научилась собирать вокруг себя команду» Ева Эдуардовна Векслер, Московская область

«После понимания того, что жизнь не имеет рамок и представляет из себя четыре бесконечных горизонта, появился вопрос – как?!» Родион Мурашкин, Московская область.

«Границ нет. На фоне этого, полученные знания кажутся незначительными. Этот принцип стал основополагающим для меня. Истинный победитель олимпиады тот, кто смог изменить себя» Александр Якобсон

«Я приобрёл многие знания в разных областях, но главное это понимание того, что мы сами загоняем себя в рамки. Спасибо Александру Анатольевичу, вы действительно делаете очень важные вещи» Константин Федосов.

Источник: Публичный отчет о шестой российской компетентностной олимпиаде