17-19.10.2014 — Всероссийская конференция по вопросам учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования

В Доме Правительства Московской области 17 - 19 октября 2014 г. состоялась Всероссийская конференция по вопросам учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования.

Организаторы конференции: Министерство образования Московской области, Федеральный институт развития образования, Московский государственный областной университет, Московский государственный областной гуманитарный институт.

В конференции приняло участие более 200 человек: министр образования Московской области Захарова Марина Борисовна; первый заместитель министра образования Московской области Пантюхина Наталья Николаевна; директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Асмолов Александр Григорьевич; ректор МГОУ Хроменков Павел Николаевич, начальник управления начального и дошкольного образования Морозова Ирина Викторовна; представители системы образования Германии, г. Мюнхен – д-р Хельмут Виттманн, д-р Бернард Нагель и д-р  Вассилос E. Фтенакис; ученые, преподаватели, магистранты, студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования: ФИРО, РАО, МГОУ, МГОГИ; руководители органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования; руководители  дошкольных образовательных организаций Московской области – победителей областного конкурса на присвоение статуса Региональной инновационной площадки в 2014 году.

Пленарное заседание «Нестандартный стандарт дошкольного образования: Мир, Россия, Московия» открыл ректор Московского государственного областного университета Хроменков Павел Николаевич.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась министр образования Московской области Захарова Марина Борисовна.

С докладом «Антология дошкольного образования: старты примерных программ» выступил директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования Асмолов Александр Григорьевич.

В своем докладе он раскрыл необходимость индивидуально личностного подхода к развитию дошкольников, отказа от педагогики воздействия в пользу педагогики содействия, а также подчеркнул и обосновал значение успешного развития системы дошкольного воспитания для прогресса общества в целом.

В заключение своего выступления Асмолов А.Г. напутствовал собравшихся коллег к изменению парадигмы современного дошкольного воспитания словами известного физика Эрвина Шредингера: «Я иду против течения, но направление потока изменится».

Далее состоялся доклад «Детский сад, семья и школа как единое пространство образования»  д-р Хельмута Виттманна, Мюнхен, Германия.

С докладом «Актуальные вопросы развития ранней педагогики в Баварии и возможность совместных исследований с Московской областью» выступил заместитель директора Мюнхенского института ранней педагогики, д.-р Бернард Нагель, Германия.

Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Волосовец Татьяна Владимировна выступила с докладом «Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования».

Пленарное заседание заканчивалось выступлением «Социальное партнерство дошкольных образовательных учреждений и других общественных институтов социума в решении задач ФГОС дошкольного образования» - заведующей кафедрой психологии развития личности факультета психологии Московского государственного областного университета, д.пс.н., профессора Марцинковская Т.Д.

В рамках конференции проходили три круглых стола.

В работе круглого стола №1 "Педагогические технологии дошкольного образования в свете реализации ФГОС дошкольного образования" приняли участие  ученые (научные сотрудники ФИРО, преподаватели МГОГИ) и руководители дошкольных образовательных организаций Московской области, победители регионального конкурса инновационных проектов.

Определяя проблемное поле заседания круглого стола, модераторы  (доцент, специалист МО ЦДО Н.В. Лялина и заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования МГОГИ, Н.Н. Дружинина)  акцентировали внимание на организации взаимоотношений между ребенком и взрослым в детском саду и создании пространства развития ребенка.

В ходе выступлений ученых рассмотрены особенности педагогических технологий  образовательной деятельности в  детском саду (д.п.н. Майер А.А.), ярко представлены современные тенденции моделирования образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении, ориентированные на идеи баварских ученых  (к.п.н. В.К. Загвоздкин), практические методы организации образовательной деятельности в детском саду совместно с семьей (к.п.н. Доронов С.Г.), проблемы реализации этнокультурного компонента социализации дошкольников (к.п.н. Лунина Г.В).

Алексей Александрович Майер  в форме интерактивного общения обсудил с участниками круглого стола проблемы реализации педагогических технологий с позиции субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

Владимир Константинович Загвоздкин осветил экономические эффекты программ раннего и дошкольного образования и отметил, что большое значение придается концепциям пространства и образовательной среды.

Сергей Геннадьевич Доронов, один из авторов и разработчиков дидактического комплекта «Детско-родительский календарь», предложил аудитории задуматься над вопросами, которые на первый взгляд кажутся простыми, но до сих пор требуют своего решения в педагогической практике: почему семья  не хочет взаимодействовать с педагогами детского сада? Родители не умеют или не знают как? Почему педагоги не всегда готовы к позиции сотрудничества с родителями? Технология, предложенная ученым и представленная в новой программе «Миры детства», помогает снять многие барьеры во взаимодействии  взрослых (родитель-педагог) и взрослых с детьми (родители-ребенок).

Специалист Московского областного Центра дошкольного образования Наталья Вячеславовна Лялина переключила внимание аудитории  на деятельность региональных  инновационных площадок в системе дошкольного   образования Московской области, их роли в профессиональном развитии педагогов.

Глазунова Римма Сергеевна и Дерябина Катрин Валериевна  презентовали инновационные проекты, реализуемые в своих образовательных организациях: «Мы – дети наукограда», «К математике через игру»  и представили возможности новых педагогических технологий дошкольного образования и технологий уже зарекомендовавших себя в образовательном процессе детского сада.

В завершении круглого стола были подведены итоги работы и внесены следующие предложения:

  1. 1. Необходимо систематизировать педагогические технологии образовательной деятельности, акцентируя внимание на совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
  2. 2. Реализовывать инновационные технологии в соответствии с установками ФГОС ДО (вариативность среды, многообразие детства, индивидуализация образования).
  3. 3. Интегрировать отечественный  и зарубежный опыт в процессе создания условий реализации образовательной программы.
  4. 4. Исследовать возможности использования современных концепций пространственно-предметной среды в условиях муниципальных детских садов, в том числе групп кратковременного пребывания.

Модератором круглого стола №2 (МГОУ, ФИРО) «Социально-психологическое пространство дошкольного образовательного учреждения, как условие развития ребенка» выступила зав. кафедрой педагогики МГОУ, д.п.н., профессор, президент МАНПО Артамонова Екатерина Иосифовна. В рамках круглого стола прозвучали доклады:

  1. 1. Проектно-исследовательская деятельность как метод повышения качества образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - Е.К. Никитина, заведующий МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 33, Шатурский муниципальный район
  2. 2. Здоровый малыш Подмосковья - С.Б. Сальникова, заведующий МДОУ детский сад №12 «Берёзка» комбинированного вида,  г.о. Реутов
  3. 3. Развитие познавательной и творческой активности детей, обогащение их социального опыта посредством создания этносреды в ДОО - И.Э. Железнова, заведующий МБДОУ детский сад № 1 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического  и физического развития воспитанников, г.о. Железнодорожный
  4. 4. Психолого-педагогическая поддержка и повышение компетенции родителей как ресурс развития родительской компетенции О.А. Холкина, заведующий МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 43  «Янтарный островок», г.о. Балашиха
  5. 5. Электронный портфолио группы, как одна из форм психолого-педагогического сопровождения родителей ДОО - А.А. Кузнецова, заведующий МОУ «Центр Детства «Жемчужинка», Клинский муниципальный район, руководитель инновационного проекта
  6. 6. Программа «Миры детства: конструирование возможностей» - Т.Н. Доронова, заведующая отделом дошкольного образования Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО», Москва
  7. 7. Программа «От рождения до школы» - Н.Е. Веракса, декан факультета психологии образования РГГУ, Москва
  8. 8. Программа «Тропинки» - В.Т.Кудрявцев, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, Москва
  9. 9. Эстетическая среда дошкольной организации как средство формирования художественных способностей детей - Т.С. Комарова, Заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М.А. Шолохова, д.п.н., профессор, Почетный академик МАНПО
  10. 10. Развитие речи и творчества в дошкольном детстве О.С. Ушакова, зав. лабораторией развития речи ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, д.п.н., профессор, академик МАНПО
  11. 11. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования. Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» - Э.Ф.Алиева, руководитель Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н., Москва; О.Р.Радионова, Заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент, Москва
  12. 12. Психолого-педагогические условия реализации ФГОС нового поколения в системе непрерывного образования «детский сад – школа» - Г.П. Новикова, главный науч. сотр. ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО, д.п.н., профессор, академик МАНПО

В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образование  участники круглого стола констатируют:

  1. 1. Необходимость учета наряду с ФГОС ДО, уже имеющихся инновационных программ, новых образовательных программ авторов: профессора Вераксы Н.Е., к.п.н., старшего научного сотрудника Дороновой Т.Н., профессора Комаровой Т.С., профессора Ушаковой О.С., профессора Новиковой Г.Н.
  2. 2. Расширение методов и форм работы с детьми дошкольного возраста, позволяющее учитывать опыт ребенка и создать психолого-педагогические условия его роста и развития.
  3. 3. Активно внедрять инновационные технологии, формы и методы работы, обеспечивающие доступное и качественное образование.
  4. 4. Взаимодействие учреждений дошкольного и начального образования по принципу адаптации школы и детского сада к ребенку.
  5. 5. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения.
  6. 6. Обеспечить качество подготовки педагогов в ВУЗе и на курсах повышения квалификации через внедрение инновационных программ в систему ДО.

Круглый стол № 3 «Разнообразие подходов в решение задач современного дошкольного образования Московской области. Опыт развития зарубежного дошкольного образования. Итоги экспертного обсуждения учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования», модераторами которого были – руководитель Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н. Эвелина Факировна Алиева, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент Ольга Радиславовна Радионова заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета психологии МГОУ, к.п.н., доцент Киселёва Е.А.

В работе стола принимал активное участие – заместитель директора Института ранней педагогики, Мюнхен, Германия, д.-р Бернард Нагель.

В программе круглого стола выступили:

  1. 1. Развитие компетентностей через комбинацию теории и практики при обучении педагогических кадров - Вассилос E. Фтенакис, (Мюнхен, Германия), профессор, д-р
  2. 2. 10 стандартов качества детских садов «Энштейн» - Герхард Нагель (Мюнхен, Германия), заместитель директора института ранней педагогики, д-р
  3. 3. Опыт использования обучающей программы по раннему изучению немецкого языка «Зайчишка Ханс» в дошкольных образовательных учреждениях - А.С. Шевцов, референт проекта «Школы – партнёры будущего» Гёте-института
  4. 4. Портрет современного педагога дошкольного образования: современный контекст В.И. Беляев, кафедры педагогики и психологии факультета психологии МГОУ, д.п.н., профессор
  5. 5. Билингвальное и полилингвальное образование – как педагогическая стратегия формирования толерантности дошкольника - О.К. Мартенс, заместитель председателя Международного союза немецкой культуры
  6. 6. Раннее изучение иностранного языка как расширение познавательной активности дошкольника О.И. Кабалина, доцент кафедры германской филологии ИЛИМК МГОУ, к.фил.н.

Содокладчики по теме Опыт работы пилотных экспериментальных площадок ДОУ № 64 и ДОУ №68 Московская область, г.о. Мытищи - М.Н.Селифонова, заведующий детским садом № 64 г.о. Мытищи, участник пилотного проекта Московской области по раннему изучению немецкого языка; Г.А.Мицкевич,заведующая детским садом № 68 г.о. Мытищи, участник пилотного проекта Московской области по раннему изучению немецкого языка

  1. 1. Итоги экспертного обсуждения методических рекомендаций для родителей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО Н.В.Тарасова, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент, Москва
  2. 2. Итоги экспертного обсуждения методических рекомендаций для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО - Н.В.Немова, заместитель руководителя  Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н., Москва
  3. 3. Итоги экспертного обсуждения методических рекомендаций для педагогов и родителей по организации предметно - развивающей среды дошкольников - Э.Ф.Алиева, руководитель Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н., Москва, О.Р.Радионова, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», к.п.н., доцент, Москва
  4. 4. Итоги экспертного обсуждения модульной программы повышения квалификации работников системы дошкольного образования - Н.В.Немова, заместитель руководителя Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ ФГАУ «ФИРО», Москва
  5.  5. Социальное партнерство семьи и ДОО - Доронова Татьяна Николаевна, зав.отделом Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО», Москва
  6. 6. Итоги экспертного обсуждения проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования.- Волосовец Татьяна Владимировна, советник директора ФГАУ «ФИРО», Москва

Слушателей заинтересовали вопросы, связанные с проблемой билингвизма и раннего изучения языков, взаимодействие разных институтов социализации детей (семья, школа, образовательное учреждение), а также вопросы целевых ориентиров или характеристик развития детей от 3 до 7 лет.

Вопросы обучения иностранным языкам были комплексно и всестороннее раскрыты в выступлении как непосредственных педагогов, работающих с детьми разного возраста, так и людей, организующих эту работу, прежде всего, заместителя МСНК Мартенс О.К.

Во всех выступлениях, как на пленарном заседании, так и на секции, подчеркивалась необходимость взаимодействия и взаимного доверия между разными институтами социализации. В этом плане особенно интересным и продуктивным представляется поддерживаемое всеми участниками желание составить комплексный портрет педагога дошкольной образовательной организации. Необходимо подчеркнуть, что одним из первых качеств, учеными, педагогами и заведующими детских садов была отмечена необходимость любить детей.

Участники круглого стола также единодушно отметили важность таких качеств, как компетентность, толерантность и широкий кругозор преподавателей.

Был отмечен вопрос о необходимости обмена продуктивным опытом и освоения детьми разных языков. При этом особенно важным присутствующим показался тезис о том, что необходимо не просто изучать, но и осваивать как родной язык, так и языки соседних народов, и иностранный языки, являющиеся одним из наиболее важных коммуникативных компетенций, обеспечивающих возможность полноценного общения с людьми разных стран.

Модераторы круглого стола подчеркнули сложность, ответственность и огромную отдачу, связанную с деятельностью педагогов дошкольных образовательных организаций, которые должны не только налаживать общение между разными социальными группами, но и создавать доброжелательную развивающую среду для детей, ограждая их от негативных воздействий.

Этот вывод перекликаются со словами А.Г. Асмолова, который говорил о том, что нужно не бояться принимать решение, экспериментировать, понимая, что это может привести к изменению социальной ситуации развития детей, но и изменения социума в целом.

Наиболее важными темами, раскрытыми на круглом столе были итоги экспертных обсуждений методических рекомендаций для родителей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методических рекомендаций для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методических рекомендаций для педагогов и родителей по организации предметно - развивающей среды дошкольников; модульной программы повышения квалификации работников системы дошкольного образования и проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

В качестве резолюции круглого стола собравшиеся наметили следующие перспективы взаимодействия:

  1. 1. Создать комплексный портрет современного педагога ДОУ.
  2. 2. Наметить основную программу и критерии мониторинга развития детей раннего и дошкольного возраста.
  3. 3. Наметить основные направления и программу повышения квалификации педагогов ДОО.
  4. 4. Разработать программы обмена опытом организации деятельности ДОО на всех уровнях в России (МО) и Германии (Баварии).
  5. 5. Усовершенствовать и внедрить ДОО МО программы билингвального и полилингвального образования детей.
  6. 6. Принять к сведению итоги экспертных обсуждений учебно-методического обеспечения введения ФГОС ДО.

В результате проведения конференции организаторами были созданы условия для обсуждения вопросов учебно-методического обеспечения введения ФГОС дошкольного образования, эффективность проведения конференции обеспечивалась использованием активной формы взаимодействия участников – круглых столов.

Информационное письмо

Программа конференции

Тезисы выступлений участников конференции